Почему в России растет заболеваемость раком

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Почему в России растет заболеваемость раком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Онкологические заболевания представляют собой обширный и разнородный класс заболеваний, включающий как доброкачественные, так и злокачественные новообразования. Злокачественные новообразования (ЗНО) — наиболее опасные: они являются второй причиной смертности (после сердечно-сосудистых заболеваний [1]) как в России, так и во всем мире [2]. Злокачественные новообразования также называют раком. Злокачественные образования входят в перечень социально значимых заболеваний, определенных постановлением Правительства РФ [3]. Это означает, что они наносят ущерб обществу и социально-экономическому развитию страны, связанный с высокой заболеваемостью, временной нетрудоспособностью, инвалидностью и смертностью [4].

Амбулаторная помощь — медицинская помощь, предоставляемая в медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в условиях, не предусматривающих стационарного медицинского наблюдения и лечения; к амбулаторной помощи относится и вызов медицинского работника на дом.

Выживаемость — процент людей, которые выживают в течение определенного срока после лечения (например, 5-летняя выживаемость — это процент людей, которые выживают в течение 5 лет).

Гормонотерапия — это лечение онкологических заболеваний, основанное на блокировании, устранении или добавлении гормонов с целью остановки роста опухолевых клеток. Применяется для лечения тех опухолей, которые возникают в органах и тканях, их регуляция осуществляется с помощью гормонов.

Диспансеризация — комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дневной стационар — форма оказания медицинской помощи, при которой пациенты посещают медицинское учреждение для обследования, лечения или реабилитации в течение дня, а затем возвращаются домой или проводят ночь в другом учреждении.

Доброкачественные новообразования — новообразования, обусловленные патологическим ростом клеток, которые изменяется медленно, не внедряются в клетки, не соединяются с окружающими тканями, не распространяются по организму.

Злокачественные новообразования, ЗНО — новообразования, обусловленные патологическим ростом клеток, которые могут проникать в соседние ткани и их разрушать, а также распространяться на другие части тела (метастазировать), в связи с чем представляют высокую опасность для жизни. ЗНО являются второй причиной смертности населения как в России, так и в мире. Злокачественные новообразования также называют раком.

Иммунотерапия — метод лечения онкологических заболеваний, при котором лекарство действует не на опухоль, как химиотерапия или таргетная терапия, а на иммунитет, помогая ему обнаружить раковые клетки.

Круглосуточный стационар — лечебное учреждение, предназначенное для круглосуточного пребывания пациентов, непрерывного наблюдения и оказания им необходимой помощи.

Нозологическая форма (нозологическая единица, нозология) — определенная болезнь, выделенная на основе установленных этиологии и патогенеза и/или характерной клинико-морфологической картины. Например, рак желудка и рак молочной железы – это разные нозологии.

Одногодичная летальность — доля пациентов, которые умерли в течение первого года с момента установления диагноза из числа больных, впервые взятых на учет в предыдущем году.

ОМС — обязательное медицинское страхование. Это один из видов государственного социального страхования. ОМС обеспечивает право на получение бесплатной медицинской помощи при наступлении страхового случая. Медицинская помощь в системе ОМС предоставляется за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

Онкология (онкологические заболевания) — это новообразования, обусловленные патологическим ростом клеток (обычно возникает из одной патологической клетки). В процессе своего роста и размножения клетки образуют опухоль — скопление опухолевой ткани, которое захватывает и поражает здоровые окружающие ткани. Термин «опухоль» относится к аномальному новообразованию или разрастанию ткани. Опухоли могут быть злокачественными или доброкачественными.

Онкоскрининг — комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, направленные на выявление онкологических заболеваний.

Стадия — степень распространенности опухоли. А именно, выделяют четыре стадии:

  • I стадия — онкологическое заболевание в зачаточной форме, малой локальности, разрастание новообразования достаточное медленное.
  • II стадия — опухоль имеет более широкие границы, чем в I стадии, и растет более высокими темпами.
  • III стадия — характеризуется вовлечением в этот процесс лимфоузлов.
  • IV стадия — называется терминальной, и при ней уже наблюдаются метастазы в другие органы. Прогноз лечения неблагоприятный.
Название Процент
Онкология кроветворной системы 32,4%
Поражение нервной системы 9,8%
Цервикальная опухоль 7,2%
Образование в щитовидной железе 6,8%
Новообразование в яичниках 4,4%
Рак костей 4,2%

Прогноз в лечении рака

Врачи часто используют понятие 5-ти летней выживаемости при раке. То есть если он прожил в течение этого времени, то он входит в статистику. Зачастую даже после полного выздоровления рак может вернуться или вообще образоваться в другом органе, так что такие больные сразу же попадают в группу риска.

В России из-за уровня медицины и онкологической школы довольно низкий уровень выживаемости после терапии. Плюс у нас эта сфера в лечении развивается очень медленно, и зачастую мы просто перенимаем различные методы терапии у запада. Все-таки онкология у нас в России отстает от Германии, Америки, Израиля и Японии.

Процент смертности при раке у разных стран

  • Россия — 60 %
  • Франция — 40%
  • Америка — 34%
Читайте также:  Порядок оказания экстренной социальной помощи жителям Московской области

Давайте посмотрим на статистику смертности от рака во всем мире и заметим, что чаще всего страдают этим неприятным заболеванием высокоразвитые страны с большим количеством технологий, автомобилей, электростанций, заводов и т.д.

Срочно переехать, чтобы избежать рака или.

Недавно Министерство здравоохранения России опубликовало список городов России, в которых больше всего населения с выявленными злокачественными новообразованиями.

Список неблагоприятных в этом отношении населённых пунктов России выглядит следующим образом:

«Считаю, что ни о каком территориальном аспекте распространения рака речи не идёт. Уверен, что в регионах, попавших в список, просто лучше реализован учёт окнобольных. Здесь речь идёт скорее о статистически неточных данных и ранней диагностике заболевания, чем о реальной картине»

Таким образом, по мнению академика, у людей, проживающих в городах из перечисленного выше списка, нет никаких оснований паниковать. Не стоит бросать всё и срочно переезжать. Единственное, о чем необходимо беспокоится, так это о состоянии своего здоровья. Чтобы своевременно выявить или исключить то или иное заболевание, нужно чаще проходить обследования и быть внимательными к себе.

Если человека нельзя вылечить, то это не значит, что ему нельзя помочь

Таков основной посыл паллиативной помощи. Однако ее возможности ограничены: в частности, для онкологических пациентов не предусмотрена хирургическая помощь. Равно как не предусмотрена она и соответствующим порядком онкологической помощи. Речь о пациентах с распространенным раком, которые не могут быть прооперированы радикально, но нуждаются в паллиативном хирургическом вмешательстве. Такая помощь обеспечивает более высокое качество дожития, например, онкобольных с кишечной непроходимостью, кровотечениями при распространенном процессе, с нарушением оттока мочи, скоплением жидкости в плевральной или брюшной полости и т. д. Химиотерапевты не могут без стабилизации состояния провести таким пациентам лекарственное лечение. В специализированных онкологических учреждениях симптоматическая хирургия не предусмотрена. Да и вообще система паллиативной помощи не подразумевает хирургию. В неспециализированных учреждениях таких пациентов теперь тоже не ждут, если стационар не включен в региональную систему маршрутизации онкобольных.

С вступлением в силу приказа №116н такой больной может быть госпитализирован в многопрофильный стационар только как неонкологический пациент. Чтобы не нарушать никакие порядки и получить оплату за данный клинический случай, врачи вынуждены хитрить и фантазировать, выдумывая обоснования для госпитализации.

Часть людей обращается за такой помощью в частные клиники. Еще часть – в хосписы и паллиативные отделения, но вот только там нет хирургии. Таким образом, сформировалась когорта онкобольных, на которых действие нового порядка не распространяется. Подсчитать число таких пациентов сложно, так как теперь они находятся вне зоны внимания онкослужбы.

Хотели как лучше, а получилось как всегда

Очевидно, проблема не в самом законе, а в некорректной юридической технике реализации правовых норм. Огрехи в этом должны компенсироваться своевременными и адекватными действиями регулятора.

Неготовность стандартов ко «времени Ч» была предопределена. Даже если бы правительство своевременно утвердило требования к препаратам офф-лейбл, подготовить и принять стандарты за один день – невозможно. Соответственно, заранее была ясна и необходимость переходного периода, в котором, например, было бы допустимо назначать препараты вне инструкции в соответствии с клиническими рекомендациями до момента принятия требований и стандартов медпомощи. Но такой период никто не предусмотрел.

И даже эти упущения регулятор мог бы худо-бедно компенсировать своими разъяснениями при условии, что они устраняют пробел и решают возникшую проблему. Минздрав же, фактически признавая регуляторную ошибку, поставил в тупик субъекты здравоохранения и безвременно переложил на них ответственность за любые действия в ситуации неопределенности.

Налицо казус законодателя. Блестящая инициатива центра им. Димы Рогачева и вице-спикера Госдумы Ирины Яровой, принятый в декабре 2021 года прогрессивный закон – а в итоге ухудшение (!) условий в отрасли. Вместо шага вперед – шаг назад, вместо новых возможностей – потеря старых. И все сходится, и никто не виноват. И Минздрав вполне справедливо пишет, что при отсутствии стандартов возможность назначения препаратов офф-лейбл детям отсутствует.

Расчеты для условных поколений позволяют экстраполировать сегодняшнюю заболеваемость на будущее. Хотя точно спрогнозировать ее сложно, поскольку «нет длинных рядов данных», поясняют исследователи. Есть и другие ограничения: с 2014 года регистры на Северо-Западе утратили полноту. В других регионах зачастую не учитывается смертность онкопациентов не от рака, а от других заболеваний. Да и учет смертей от рака неполон.

Так или иначе, полноценный онкорегистр открывает новые возможности для понимания ситуации. Он позволяет оценить распространенность рака и летальность вне зависимости от прошлой истории, здесь и сейчас. «На основе регистра можно получить показатели, характеризующие заболеваемость и летальность при современном состоянии общества и среды обитания, с одной стороны, и системы здравоохранения, с другой», — заключают авторы.

Как регионы и Минздрав пытаются компенсировать нехватку специалистов

РБК направил запросы в девять регионов с минимальным количеством онкологов с просьбой прокомментировать ситуацию с врачами-онкологами. Ответ пока получен лишь от властей Ненецкого округа.

В департаменте здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого округа РБК сообщили, что в регионе отсутствуют медицинские организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь, а первичную диагностику и программы диспансеризации проводят в Ненецкой окружной больнице и Центральной районной поликлинике, а также в их подразделениях, это делают врачи различных специальностей. «С целью повышения знаний методов раннего выявления онкологической патологии врачами-терапевтами, участковыми и врачами общей практики пройден электронный образовательный курс на портале непрерывного медицинского образования «Онконастороженность и ранняя диагностика онкологических заболеваний», — указали в регионе.

Дополнительно в Ненецком округе летом организуются мобильные бригады врачей, которые проводят осмотр населения в отдаленных районах. При выявлении злокачественных новообразований пациенты направляются в больницы. Для получения высокотехнологичной помощи их доставляют в Москву, Санкт-Петербург и Архангельск. В регионе предусмотрена всего одна ставка онколога, и она занята, подчеркнули в департаменте.

Читайте также:  Штраф за утерю паспорта: размеры, сроки уплаты

Между количеством врачей-онкологов в регионе и выявляемостью онкологических заболеваний очевидная взаимосвязь, считает директор фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов. Отсутствие онкологов приводит к тому, что заболевание удается обнаружить только на поздних стадиях. «Первичное звено [поликлиники и амбулатории], на которое приходится основная нагрузка в здравоохранении по профилактической работе, выявлению и лечению заболеваний, в том числе онкологических, укомплектовано онкологами на 50%», — заметил Гаврилов. Люди не идут работать онкологами в большинстве своем из-за высоких нагрузок и низких окладов, полагает Гаврилов.

Эксперт напомнил, что в планах Минздрава — увеличение в три раза охвата населения диспансеризацией. «Как врач, я двумя руками «за». Но надо понимать, что вся нагрузка ляжет на первичное звено, где онкологов только 50% от необходимого количества. А если нет врача, то о какой доступности можно говорить?» — резюмировал Гаврилов.

В 2018 году в стране работали 7963 онколога. Это на 206 человек больше, чем в 2017 году. Но в 26 регионах, то есть почти в каждом третьем, врачей стало меньше, следует из данных статистического сборника Минздрава.

В пресс-службе Минздрава РБК сообщили, что за последние три года численность врачей-онкологов увеличилась на 12,9% (согласно статистическим сборникам министерства — на 9,5%), численность врачей — детских онкологов — на 29,8%. Сейчас Минздрав изучает потребность во врачах различных специальностей в регионах в рамках национального проекта «Здравоохранение» и ищет способы закрыть необходимые вакансии. При этом в ведомстве считают, что выявляемость злокачественных новообразований в большей степени зависит от «онкологической настороженности» врачей других специальностей и наличия в медицинских организациях современного диагностического оборудования.

Возросло и число тех, кто когда-либо заболел раком, особенно среди женщин. У мужчин оно поднялось с 13,5 тысяч до 18,8 тысяч, у женщин — с примерно 17,6 тысяч до почти 21,9 тысяч на 100 тысяч новорожденных.

Что происходит: заболеваемость растёт или улучшилась диагностика рака? «Скорее всего, действуют оба фактора, но трудно измерить вклад каждого», — отвечают исследователи. В пользу улучшения диагностики говорит увеличение продолжительности жизни людей с онкодиагнозом.

Хотя мужчины реже болеют раком, они умирают от него быстрее. Средняя длительность жизни после постановки диагноза у мужчин втрое ниже, чем у женщин: всего 3,44 года против 9,9 лет.

В целом продолжительность жизни мужчин после начала онкологического заболевания подросла на 0,73 года (с 2,71 лет), но всё равно они живут с диагнозом меньше женщин. Отчасти это связано с тем, что чисто женская онкология — рак молочной железы и матки — развиваются не так быстро, легче диагностируются и поддаются лечению.

Но и при одних и тех же очагах поражения женщины выигрывают в продолжительности жизни. «Вероятно, это происходит потому, что женщины вообще лучше следят за своим здоровьем», — поясняет Андреев. Кстати, у них длительность жизни после начала болезни повысилась на 1,55 года, и этот показатель вдвое больше, чем у мужчин.

Что регулирует новый порядок

Приказ №116н регулирует этапы оказания медпомощи пациентам с онкологией и работы медицинских организаций данной направленности, содержит стандарты оснащения, а также штатные нормативы медучреждений.

По требованиям приказа регионы должны будут закрепить нормативными актами правила маршрутизации пациентов с онкологией. Маршрутизацию определят местные минздравы или департаменты здравоохранения.

Также приказами регионов должны закрепить:

  • схему территориального закрепления учреждений, оказывающих специализированную медпомощь пациентам с онкологическими болезнями;
  • список заболеваний, при которых обязательны телемедицинские консультации с участием федеральных и региональных онкоцентров.

По новому приказу тактику лечения онкологических больных установит консилиум, состоящий из врачей-онкологов и радиотерапевта, а также нейрохирурга (при опухолях нервной системы). Чтобы провести консилиум в медицинской организации должны работать отделения хирургических методов лечения, противоопухолевой лекарственной терапии и радиотерапии.

Пациент не сможет выбрать, где ему лечиться

Что изменится: впервые вводятся нормы о маршрутизации пациентов:

— региональные Минздравы будут создавать спецкомиссии (кто и по какому принципу будет туда входить — не определено), которые будут решать, куда именно отправить пациента на лечение за счет средств ОМС (т.е. бесплатно для пациента).

— направлять можно будет только в медицинские организации, «оказывающие онкологическую помощь и осуществляющие диспансерное наблюдение», которые вошли в перечень маршрутизации. (Организация может попасть в перечень, только если является участником территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи).

— право медицинской организации оказывать те или иные виды медпомощи будет определено региональными документами.

Как станут определять, что в одной больнице, допустим, можно делать онкологические операции, а в другой — нет — также не ясно.

— порядок маршрутизации пациентов станет главным «онкологическим распределителем» в регионе. Раковый больной без направления лечащего врача не сможет получить бесплатную онкологическую помощь, выбрав медицинскую организацию. Поскольку врач, выдавая направление, должен будет руководствоваться именно порядком маршрутизации пациентов, утвержденным региональным Минздравом.

В чем проблема: пациентов начнут жестко приписывать не только к конкретному региону, но даже к конкретной медицинской организации, чтобы избежать траты денег территориальных фондов ОМС на оплату дорогостоящего лечения онкобольных в крупных городах. Даже если в регионе квалификация специалистов и оборудование не позволят быстро установить диагноз и провести лечение.

Статистическая таблица по числу заболевших раком в России.

Регион Число злокачественных заболеваний
на 100 тысяч человек
Архангельская область 566,2
Брянская область 556,2
Сахалинская область 550,2
Мордовия 548,6
Пензенская область 548,1
Орловская область 546,9
Ярославская область 543,4
Курская область 537,7
Ивановская область 534,2
Севастополь 532
Дагестан 163,6
Чечня 164,2
Ингушетия 176,5
Чукотка 205,4
ЯНАО 215,3
Москва 385,3
Санкт-Петербурга 506,5

В Минздраве назвали регионы с самой высокой заболеваемостью раком

  1. Обработка Персональных данных Фондом допускается в следующих случаях:
    1. При наличии согласия Субъекта на обработку его Персональных данных. Согласие дается путем активации чекбокса «Согласен с условиями политики конфиденциальности».
    2. При передаче Персональных данных Субъекта персональных данных на Сайте. При передаче данных Субъекта персональных данных третьим лицом, третье лицо гарантирует, что предварительно получило от Субъекта персональных данных согласие на передачу данных Фонду.
    3. Персональные данные подлежат опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с законодательством РФ; Обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством на Фонд функций, полномочий и обязанностей.
    4. Для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных и исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
    5. Обработка персональных данных Фондом необходима для осуществления прав и законных интересов Фонда и/или третьих лиц, либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъектов персональных данных.
  2. Фонд не раскрывает третьим лицам и не распространяет Персональные данные без согласия Субъекта, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
  3. Фонд не обрабатывает Специальные категории персональных данных, Биометрические персональные данные.
  4. Фонд не осуществляет Трансграничную передачу Персональных данных Субъектов. Трансграничная передача Персональных данных на территории иностранных государств, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме Субъекта персональных данных на Трансграничную передачу его Персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является Субъект персональных данных.
    Фонд до начала осуществления трансграничной передачи Персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу Персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов Персональных данных.
    1. Фонд осуществляет обработку персональных данных с использованием средств автоматизации, а также без использования таких средств.
      Политика распространяется в полном объеме на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации, а при обработке персональных данных без использования средств автоматизации — только на те случаи, когда такая обработка соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.
    2. При обработке персональных данных Фонд совершает следующие действия (операции) с персональными данными: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
    3. Кроме того, при наличии соответствующего согласия, Фонд размещает персональные данные благотворителей на Сайте (сервисах) Фонда, в результате чего они становятся доступными неограниченному кругу лиц. Фонд осуществляет распространение исключительно при наличии согласия субъекта персональных данных, которое может быть отозвано у Фонда в любой момент.
    1. Обработка Фондом Персональных данных осуществляется в течение срока необходимого для достижения целей обработки Персональных данных. После достижения целей обработки персональных данных Фонд прекратит обработку и уничтожит персональные данные (а также обеспечит прекращение обработки и их уничтожение привлеченными к обработке третьими лицами) в течение 30 (тридцати) дней, за исключением случаев, когда законодательство требует это сделать в более короткий срок.
    2. В случае направления Субъектом персональных данных отзыва согласия на обработку персональных данных, Фонд прекращает обработку персональных данных, а также обеспечивает прекращение обработки и их уничтожение привлеченными к обработке третьими лицами (в случаях, когда согласие является единственным законным основанием для обработки Персональных данных).
    1. Сайт (сервисы) Фонда могут содержать ссылки на сайты и приложения третьих лиц (например, социальные сети «Фейсбук», «Инстаграм», «Твиттер», «Ютуб», «Вк»), в то же время сторонние сайты и приложения также могут отсылать к сайту (сервисам) Фонда. Фонд не имеет отношения и не несет ответственности за обработку Персональных данных Субъекта персональных данных на таких сторонних сайтах и приложениях, а также за политики и практики, применяемые их владельцами, администраторами и другими лицами, в отношении обработки персональных данных пользователей сторонних сайтов.

    В мире наблюдается тенденция к росту числа онкологических заболеваний. Это объясняется увеличением продолжительности жизни и старением населения, экологическими и экономическими причинами, с одной стороны, появлением эффективных методов ранней диагностики — с другой. Полвека назад рак считался заболеванием старых людей, в последние годы он молодеет, что также способствует увеличению показателя заболеваемости.

    В России распространенность злокачественных ново­образований, по данным на 2019 г., ежегодно увеличивается на 1,5% [1]. За последние 5 лет она выросла на 11,9%. Смертность от онкологических заболеваний находится на 2-м месте после болезней системы кровообращения. В структуре смертности от рака онкологические болезни системы пищеварения (ОБСП) занимают одно из ведущих мест, составляя 29,3%. Удельный вес ОБСП у женщин ниже (23,1%) аналогичного показателя у мужчин (31,3%) [1], по-видимому, отчасти из-за значительной доли рака репродуктивной системы, превышающей таковую у мужчин.

    В рамках национального проекта «Здравоохранение» в России реализуется федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» [2]. Задача является актуальной для Арктической зоны РФ, учитывая, с одной стороны, растущее освоение ее природных богатств и постоянные миграционные процессы, а с другой — трудности проживания в ней.

    Целью данной работы стала сравнительная оценка заболеваемости ОБСП среди жителей северных регионов России.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *