Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные права и обязанности гражданского служащего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»
(в действующей редакции, извлечения)
Статья 59.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии.
Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия
1. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
2. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.
Статья 59.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения
1. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.
2. При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
3. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
3.1. Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.
4. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона.
5. Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
6. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
7. Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 статьи 59.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания.
Перечень № 23 преступлений коррупционной направленности и перечень статей (пунктов, частей) УК РФ, которыми предусмотрены преступления коррупционной направленности.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
I. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве
Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)
УК РФ |
Преступление |
Наказание |
ч. 1 ст. 204 |
Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных правза совершение действий (бездействие) в интересах дающего |
— штраф в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет; |
ч. 2 ст. 204 |
Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 204 УК РФ, если они: |
— штраф в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; |
ч. 3 ст. 204 |
Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера |
— штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; |
ч. 4 ст. 204 |
Деяния, предусмотренные ч. 3 ст. 204 УК РФ, если они: |
-штраф в размере от пятидесятикратной |
Гражданско-правовая, материальная ответственность
Гражданско-правовая (цивилистическая) ответственность государственного служащего выражается в том, что он обязан возместить вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей. Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. — М., 2005. — С. 406
Причем гражданский служащий обязан возместить причиненный его действиями (бездействием) имущественный вред и после прекращения им государственной службы в установленном законом порядке.
Обязанность гражданского служащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа, если же вред причинен имуществу физического либо юридического лица по вине государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей и предъявлен иск о возмещении, то согласно статье 1069 части второй Гражданского кодекса РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации.
Кроме того, статьями 1099 и 1100 Гражданского кодекса РФ установлен порядок компенсации также и морального вреда, причиненного гражданину в результате действий (бездействия) государственного служащего в случаях, прямо предусмотренных законом, в том числе, когда:
- — вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
- — вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключение под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного наказания в виде ареста;
- — вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.
Применение мер гражданско-правовой ответственности самостоятельно или наряду с мерами дисциплинарной или административной, не освобождает его от обязанности возместить государству причиненный им имущественный вред, т.е. от материальной ответственности. Более того, привлечение государственного гражданского служащего к уголовной или административной ответственности выступает в качестве условия привлечения его и к материальной ответственности.
Понятие и признаки юридической ответственности
Вся история человечества свидетельствует о том, что ответственность -это одна из основ организации жизни людей, т.к. совместное проживание и коллективная деятельность обязывает их ограничивать свои поступки осознанием свободы других людей, а значит и устанавливать для себя рамки возможного и должного поведения. Диалектическая взаимосвязь свободы и ответственности фактически является показателем действия объективных и субъективных факторов человеческого поведения.
Эффективное существование государства на любом этапе его развития представляется возможным только в условиях введения установленных им правовых требований в ранг общеобязательных, всеобщих и принудительного обеспечения их соблюдения субъектами общественных отношений. Следовательно, «требование соблюдать условия, обеспечивающие функционирование всего общества через должное поведение каждого индивида, является объективной предпосылкой возникновения феномена, который определяется термином «ответственность» .
При этом, несмотря на то, что общество изначально для сохранения своей жизнеспособности породило ответственность как вид социальной связи субъектов, до настоящего времени единства мнений в понимании ее сущности ни среди обывателей, ни среди профессиональных исследователей нет. Причиной этому можно назвать то, что возникновение и существование института ответственности — объективный процесс, не зависящий от сознания и воли субъектов общественных отношений, а понимание его социального и правового назначения, роли и сущности, создание должного правового обеспечения носит, несомненно, субъективный характер и определяется совокупностью различных факторов: социальных, экономических, правовых, теоретико-методологических, нравственных и др.
В условиях формирования в Российской Федерации правового государства изучение проблем юридической ответственности актуализируется, т.к. от правильного понимания сущности, правового и социального назначения юридической ответственности, от эффективности ее реализации во многом зависит результативность любых реформ, проводимых в государстве. «Проблема ответственности приобрела сегодня такую исключительную значимость в силу критического состояния современного мира. В связи с этим возникает необходимость формирования индивидуального и массового (классового, общедемократического) субъекта ответственных действий. Хорошо известно, что даже при наличии объективных условий решает дело фактор субъективный, а это значит, что объективные отношения ответственной зависимости требуют сегодня воспитания сознания и чувства ответственности у тех социальных сил, на которые историей наложена ответственность за реализацию назревших задач» . Таким образом, потребности практики предопределяют потребности в дальнейших научных изысканиях в этой сфере.
Логика теоретико-правового исследования подсказывает, что, в первую очередь, внимание исследователя юридической ответственности должно быть обращено к философскому анализу этого правового явления3. Однако, учитывая факт накопления наукой значительного материала в указанной области4 и узость рамок настоящего исследования, отметим лишь то, что обращение теории права к философии позволяет воссоздать целостную картину о столь сложном, многоаспектном правовом явлении, как юридическая ответственность.
Подсказать верное направление поиска сущности юридической ответственности, несмотря на критику пути семантических изысканий в праве5, способен этимологический анализ термина «ответственность». Поэтому краткий обзор позиций исследователей о значении и происхождении термина «ответственность» будет целесообразен в данной работе.
По мнению А.П. Чермениной, в теоретическом плане понятие «ответственность» ввел Дж. Ст. Милль в работе «О свободе» (1861 г.)6. В научной литературе встречается и другая позиция, связывающая появление обозначенного термина с именем Людвига Фейербаха, который в работе «О спиритуализме и материализме» (1863-1866 гг.) поставил вопрос о соотношении необходимости, свободы и ответственности. Большинство исследователей считает, что в разряд общеупотребительных термин «ответственность» попал лишь в конце XIX века.
Как правило, в научных работах не оспаривается, что этимологически слово «ответственность» связано со словами «ответ», «ответчик» и «появилось в русской речи в результате нормальной для многих лексем «литературизации» выражения «дать ответ»7.
Например, К. Муздыбаев, давая обстоятельный разбор этимологии слова «ответственность»8, считает, что «значение слова «ответственность» в русском, английском, немецком, французском языках совпадает. Во всех этих языках ответственность связана с исполнением обязанности, долга, с необходимостью отчитываться за это»9. Толковый словарь русского языка содержит несколько определений ответственности: «1) необходимость, обязанность от- давать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках; 2) наличие прав и обязанностей в осуществлении какой-либо деятельности; 3) чувство долга, ревнивое отношение к исполнению своих обязанностей; 4) существенная важность, серьезность».
Государственная служба известна еще со времен Древнего Рима и Византии. В аппарате власти в те стародавние времена трудились люди, которым этот пост переходил по наследству, либо те, кто напрямую зависел от правителя. Никаких назначений и тем более выборных процедур и в помине не существовало. Зато уже тогда было возможно поручать другим людям сделать то, что было поручено тебе, а плату за это получить самому.
В императорской России нынешние госслужащие именовались чиновниками. Существовала специальная Табель о рангах — документ, согласно которому чиновники выстраивались в иерархическом порядке. Так, наиболее высокую должность — то есть чин — занимал канцлер, наиболее низкую — коллежский регистратор. Табель о рангах появилась при Петре Первом и неоднократно видоизменялась; при последней правке в ней осталось двенадцать (вместо четырнадцати) должностей. Свой чин можно было повысить несколькими способами, один из них — выслугой лет (требовалось отработать на соответствующем посту не менее трех или четырех лет). Существовал забавный факт: самих рабочих мест имелось меньше, нежели претендентов на них в лице государственных служащих.
Обязанности госслужащих
Логично предположить, что раз у госслужащих есть определенная ответственность, то существуют и обязанности, не выполнив или выполнив которые ненадлежащим образом, эту самую ответственность им и приходится нести. Какие же это обязанности?
Надо понимать, что на каждой конкретной должности они свои, поскольку это предполагают требования к данному месту работы. Однако есть и общие критерии для всех, вне зависимости от занимаемого положения. Это, например, качественное и добросовестное исполнение своих прямых должностных обязанностей; обеспечение соблюдения и защиты прав граждан, а также выполнение норм Конституции нашей страны; выполнение отданных вышестоящим руководством приказов (конечно, если они не нарушают закон). Люди, находящиеся на подобной работе, должны неукоснительно выполнять правила внутреннего распорядка, действующие согласно их должности. Если им известны государственная тайна или иные вещи, не подлежащие массовому распространению, они обязаны хранить их в секрете. Кроме того, госслужащие подпадают под специальный правовой режим, но не освобождаются тем не менее от всех возможностей и функций обычного рядового гражданина страны. Об остальных функциях государственных служащих можно говорить применительно к каждой конкретной должности отдельно.
Материальная ответственность
Наконец, последний вид ответственности, налагаемый на сотрудников государственного аппарата, это материальная ответственность госслужащих. Чем она по факту отличается от вышеописанной? Ведь там при необходимости уплатить штраф человек тоже расстается с деньгами — следовательно, несет материальные затраты!
Все просто: таким образом называется обязанность сотрудника возместить причиненный им урон организации или государству. Когда это необходимо? Очевидно, тогда, когда человек совершил проступок, приведший к значительному ущербу. Законодательно ни один государственный служащий не может иметь столько денег, чтобы обладать возможностью самостоятельно, из личных запасов, расплатиться с государством или предприятием в случае причинения последнему ущерба.
Иначе говоря, должность государственного служащего не предполагает огромных доходов и невероятно высокого финансового благополучия. Вот и все виды юридической ответственности госслужащих.
Государственный служащий: понятие, виды
Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими правами и обязанностями, осуществляющий функции государственного органа на возмездных началах.
В соответствии с принципом разделения властей существуют государственные служащие, замещающие должности в органах государственной власти: представительной, исполнительной, судебной, иных органах.
В зависимости от наличия специальных полномочий характера государственной службы выделяются гражданские государственные служащие и милитаризованные государственные служащие (военнослужащие, сотрудники милиции, ФСБ и т. д.).
Аттестация государственных служащих и перемещение по службе
Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.
Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.
При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащихся в отчетах за год о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости – пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.
Не подлежат аттестации:
- гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт;
- гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.
По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
- соответствует ли гражданский служащий замещаемой должности гражданской службы;
- соответствует ли замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется ли он к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
- соответствует ли гражданский служащий замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
- гражданский служащий не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.
Военнослужащие хотя и ограничены в правоспособности, но ответственность они несут в полном объеме исходя из существа принятых на себя обязательств. В неслужебное время ответственность по принятым на себя обязательствам возникает на общих основаниях. возникает на общих основаниях.
Гражданско-правовая ответственность — один из видов юридической. ответственности, которому свойственны все признаки, характеризующие юридическую ответственность.
В зависимости от кон-кретных обстоятельств ответственность по гражданскому праву может быть различной. Это зависит от характера правонарушения, субъектного состава гражданского правоотношения и ряда других обстоятельств.
Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных гражданским законодательством обязательств, за ущерб, причиненный государству, юридическим лицам, гражданам, и в других случаях, предусмотренных законодательством. (ст.28 ФЗ «О статусе военнослужащих» ) с изм., внесенными Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ (ред. 10.11.2004), Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 N 5-П)
Существуют понятия «вред», «ущерб», «убыток». Вред и ущерб рассматриваются в качестве синонимов. Убыток является денежным выражением вреда или ущерба.
В соответствии с различным правовым положением субъектов на момент возникновения вреда и соответственно различным правовым основаниям возникновения обязательства по возмещению вреда гражданское законодательство и судебная практика различают вред «договорный» и «внедоговорный».
«Договорный» вред может быть причинен в результате неисполнения обязательства, возникшего из договора, закона или административного акта. Поскольку до возникновения вреда стороны уже состояли в определенных гражданского-правовых отношениях, ответственность за вред, причиненный нарушением этих отношений, определяется в соответствии с условиями договора или по правилам того закона, который регулирует данное правоотношение.
Под «внедоговорным» вредом понимается вред, причиненный в результате нарушения блага, по поводу которого стороны не состояли ранее в обязательственных отношениях.
«Внедоговорный» вред возникает непосредственно из правонарушений (деликта). Сам факт причинения вреда (в совокупности с другими указанными в законе условиями) порождает между сторонами (потерпевшим и причинителем вреда) правоотношение ( обязательство по возмещению вреда), регулируемое специальными нормами права. Так при при причинении вреда физическим или юридическим лица несет ответственность если не докажет, что вред причинен вследствие исполнения приказа командира.
Таким образом, если «договорный» вред является следствием неисполнения ранее существовавшего обязательства, то «внедоговорный» — причиной возникновения ранее несуществовавшего обязательства, называемого обязательством, возникающим вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения» (глава 19 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик).
Вред может носить имущественный или неимущественный характер.
Гражданско-правовые аспекты правового регулирования ответственности государственных служащих
Буравлев Ю.М., доцент Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, кандидат юридических наук.
Преобладающей формой правоотношений, возникающих в процессе прохождения государственной службы гражданином Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, иными лицами, являются государственно-служебные отношения . Вместе с тем, обладая наряду со специальным также и общегражданским статусом, государственный служащий в связи с исполнением своих должностных (служебных) обязанностей, а также в иных жизненных ситуациях вступает в гражданско-правовые отношения, в том числе по поводу одноименной ответственности.
«Государственно-служебные отношения, возникающие при реализации гражданином Российской Федерации конституционного права на равный доступ к госслужбе и ее прохождение, становятся предметом регулирования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о государственной службе» — записано в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Приказом Президента Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 1496.
Однако в силу специфики государственной службы круг этих правоотношений ограничен и в правовом отношении урегулирован разрозненными правовыми нормами, преимущественно связанными с элементами правового статуса работника госоргана: государственного гражданского служащего, военнослужащего, сотрудника правоохранительных органов.
Принципы профессиональной этики госслужащих
Требования к служебному поведению на гражданской службе — система принципов и норм (правил) служебного поведения и деятельности гражданских служащих. Система требований включает подсистемы правовых норм, морального регулирования и правил служебного этикета.
Система моральных требований к служебному поведению гражданских служащих включает:
· этические принципы
Одна из форм нравственного сознания, в которой в наиболее общей форме выражаются выработанные в моральном сознании общества или данной профессиональной среды требования к нравственной сущности и социальному назначению деятельности должностных лиц.
· этические нормы
Этические нормы, с одной стороны, конкретизируют требования этических принципов в виде заповедей, правил, присяги, с другой — выступают в форме нравственных отношений как обычай, воспроизводимый в однотипных поступках под воздействием силы общественного мнения, массового примера, коллективной привычки и т. д.
· запреты на те или иные действия, вступающие в противоречие с этическими принципами и нормами служебного поведения
· рекомендации.
В основе систематизации этических принципов служебного поведения гражданских служащих как основополагающих требований к нравственной сущности и социальному назначению их профессиональной деятельности, которых должны придерживаться гражданские служащие в процессе выполнения своих служебных обязанностей, должна лежать идея общественного служения, вытекающая из положений Конституции Российской Федерации о социальном характере российского государства.
Принципы профессиональной этики гражданских служащих:
1. принцип законности;
Принцип законности выступает сегодня одним из важнейших этических принципов деятельности гражданских служащих.
В Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» принцип законности определялся как принцип «верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав» (п. 1 ст. 5). Правовой аспект этого принципа состоит в том, что гражданский служащий, принимая управленческие решения или совершая иные действия в процессе исполнения своих должностных обязанностей, обязан руководствоваться нормами действующего законодательства и не вправе отступать от них даже в случае получения неправомерного, с его точки зрения, распоряжения руководства.
Нравственный аспект принципа законности состоит в том, что в ситуации морального выбора чиновник осознанно и добровольно остается законопослушным, верным своему гражданскому и служебному долгу, в рамках своих должностных обязанностей и служебной компетенции обеспечивая реализацию целей Конституции и положений законов и тем самым участвуя в выполнении миссии государственной службы служить своему народу верой и правдой даже тогда, когда над ним не довлеет принудительная сила закона и угроза санкций.
В практике следования принципу законности нередко возникает этическая коллизия: как следует поступать должностному лицу, получившему незаконное, с его точки зрения, распоряжение руководства?
Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» также не обошел вниманием эту коллизию. Однако решение предлагается уже иное. В новом Законе, по сравнению с Законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» (1995 г.), порядок разрешения этой этической коллизии принципиально изменен. Пп. 2 и 3 ст. 15 Закона гласят, что гражданский служащий «не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение», а в случае исполнения такового «гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами».
2. принцип гуманизма;
Принцип гуманизма, выраженный в требовании уважения к человеку, веры в него, признания суверенитета и достоинства личности. Этот принцип закреплен в Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (п.п. 2 п. 1, ст. 18), обязывающем гражданского служащего «исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности».
Признание верховенства Конституции влечет за собой необходимость обеспечения прав человека и гражданину одним из важнейших среди которых является право на защиту своей чести и достоинства.
Конкретизируясь в этических нормах, этот принцип находит выражение во внешних формах поведения гражданских служащих, проявляясь в характере их взаимоотношений как во внутренней среде в служебных ситуациях, так и в отношениях с гражданами, обращающимися в государственные организации по своим житейским проблемам.
В соответствии с требованиями Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и руководствуясь принципами общественного служения, законности и гуманизма, гражданский служащий не должен оказывать «предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам», совершать действия, «связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей»2. Он не должен допускать ситуации конфликта интересов, при которой «личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации».
3. принцип беспристрастности и независимости.
Принцип беспристрастности и независимости нашел правовое закрепление в Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в форме запретов на:
· участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
· замещение должности гражданской службы в случаях избрания или назначения на государственную должность, а также избрания на выборную должность в органе местного самоуправления или на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза;
· представительство по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;
· осуществление предпринимательской деятельности;
· получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц;
· выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории страны за счет средств физических и юридических лиц;
· использование сведений конфиденциального характера, служебной информации, а также средств материально-технического и иного обеспечения в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей;
· использование преимущества должностного положения для предвыборной агитации, в интересах политических партий, других общественных объединений и иных организаций, а также публичное выражение своего отношения к ним;
· создание в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений (ст. 17).
Принципы профессиональной этики гражданских служащих:
1. принцип ответственности;
Принцип ответственности. Наука выработала различные подходы к классификации видов социальной ответственности, наиболее распространенным среди которых является деление видов ответственности на юридическую и моральную.
Меры юридической (дисциплинарной) ответственности гражданских служащих за невыполнение требований к служебному поведению, несоблюдение ограничений и запретов предусмотрены ст. 57 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Однако в пределах «поведенческого люфта» за ненадлежащие действия и поступки гражданский служащий должен нести моральную ответственность.
Гражданско-правовая ответственность государственного служащего
Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка). Она выражается в том, что государственный служащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его. Государственный служащий не освобождается от обязанности возместить имущественный вред, и после прекращения государственной службы.
Государственные служащие не несут ответственности, когда материальный ущерб причинен вследствие добросовестного исполнения распоряжения руководителя или оправданного в данных конкретных условиях служебного риска либо причинен правомерными действиями.
Обратите внимание, что обязанность государственного служащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ст. 1069 ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные государственным служащим неправомерные действия или бездействие.
Однако материальная ответственность государства не исключает материальной ответственности государственных служащих в порядке регресса, т. е. в виде возмещения государственному органу или казне по их требованию выплаченных пострадавшему сумм.
Государственные служащие, действиями (бездействием) которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическим лицом не несут (ст. 53 Конституции РФ; ст. 16, 1069 ГК РФ).
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме. При этом в понятие вреда входят как реальный ущерб, так и упущенная выгода.
ГК РФ (ст. 1099) признает необходимым возмещать наряду с имущественным также и моральный вред. Речь идет об определенной денежной компенсации за перенесенные пострадавшим нравственные или физические страдания. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Статья 1101 определяет способы и размеры компенсации морального вреда.
Отдельные категории государственных служащих, виновные в причинении имущественного вреда государству при исполнении ими должностных обязанностей, несут материальную ответственность на основе специальных нормативных актов, например, военнослужащие – на основе ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г.; сотрудники органов внутренних дел – на основе Инструкции о порядке возмещения военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава материального ущерба, причиненного государству, утвержденной приказом МВД СССР от 5 апреля 1984 г. № 70.
Статья 14. Ответственность государственного служащего
- долевая ответственность (каждый отвечает в пределах своей доли);
- солидарная ответственность (кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга);
- субсидиарная ответственность (при отказе основного должника от удовлетворения требования либо неполучении от него ответа кредитор приобретает право требования исполнения обязательства от лица, на которое возложена субсидиарная ответственность).
Основанием возникновения данного вида ответственности является наличие состава гражданского правонарушения.
Условия гражданско-правовой ответственности, образующие его состав, следующие:
- Противоправное деяние (действие или бездействие);
- Причинение имущественного или морального вреда;
- Причинно-следственная связь связь между правонарушением и вредом;
- Наличие вины причинителя вреда.
В некоторых случаях ответственность наступает при наличии не всех, а только некоторых условий. Например, владелец источника повышенной опасности отвечает за вред, причиненный третьим лицам, независимо от наличия вины.
Противоправное поведение может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия.
Вред — это последствия правонарушения, выразившиеся в умалении личного или имущественного блага.