Статья 69.2 БК РФ. Государственное (муниципальное) задание

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 69.2 БК РФ. Государственное (муниципальное) задание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В отличие от бюджетных учреждений, право которых оказывать платные услуги в рамках государственного (муниципального) задания прописано в ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», аналогичное право для АУ в Законе № 174-ФЗ в явном виде не установлено. Однако в бюджетном законодательстве говорится о том, что государственное (муниципальное) задание на оказание услуг должно содержать в числе прочего предельные цены (тарифы) на оплату этих услуг физическими или юридическими лицами, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, определенных законодательством РФ (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). Иными словами, возможность предоставления автономным учреждением каких-либо государственных (муниципальных) услуг за плату в рамках задания в действующем законодательстве все-таки предусматривается, но только в определенных случаях, указанных в федеральных законах. При этом речь здесь идет только об услугах, но не о работах.

Требование об одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг за плату и бесплатно.

Согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях АУ вправе оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Это означает следующее: если учреждение предоставляет одну и ту же услугу в первом случае за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (или средств внебюджетных фондов – например, ФОМС), а во втором – за счет средств потребителя, условия оказания данной услуги должны быть одинаковы. В законодательстве не уточняется, что входит в понятие «условие», но можно предположить, что под этим подразумевается качество услуги, срок ожидания и другие параметры.

Один из ключевых вопросов – относится ли к таким условиям цена услуги? Если да, то, например, вуз должен устанавливать для граждан размер платы за обучение по выбранной специальности в том же размере, в каком это обучение финансируется из бюджета. Если нет, то цена может быть выше или даже ниже (допустим, для повышения конкурентоспособности услуги на рынке) норматива по госзаданию. Однозначного ответа на вопрос, к сожалению, нет. Отметим лишь, что, по мнению Минфина, требование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости (см. сноску 9 к настоящей статье). Автономным учреждениям и их учредителям (в случаях, когда именно они утверждают либо согласовывают стоимость услуг АУ) следует иметь в виду данное обстоятельство при принятии решений по ценообразованию.

В свою очередь, если рассматривать понятие «условия оказания услуги» шире и, скажем, включать в него такой параметр, как срок оказания услуги, практика предоставления платных услуг государственными и муниципальными учреждениями окажется совсем далеко от требований законодательства. Особенно эта проблема характерна для отрасли здравоохранения, где, например, попасть на платный прием к узкому специалисту можно гораздо быстрее, чем на бесплатный прием к тому же специалисту в рамках ОМС. И если пациент обратится в суд с жалобой на то, что, допустим, консультацию у бесплатного невролога нужно ждать месяц, а попасть к этому же самому врачу на платной основе получится в течение недели, шансы пациента выиграть дело будут достаточно высоки.



[1] Часть 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).

[2] Пункт 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

[3] Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

[4] Пункт 3 ст. 22 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 1 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

[5] Пункт 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

[6] Часть 5.1 ст. 21 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

[7] Пункт 11 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 13 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании.

[8] Пункт 9 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании.

[9]Пункт 19.1 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 17 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ.

[10] Пункт 26 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 19 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ.

[11] Части 2 и 3 ст. 43 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Закона об образовании.

[12] Части 1 – 3 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах соцобслуживания).

[13] Статья 32 Закона об основах соцобслуживания.

[14] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 № 684.

[15] Абзац 1 ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[16] Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[17] Статья 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.

[18] Постановление Администрации городского округа «ЗАТО Сибирский» от 17.11.2016 № 613 «Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), не являющихся основными видами деятельности муниципальных бюджетных (автономных) учреждений, для граждан и юридических лиц».

[19] См. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

[20] Пункт 14 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

[21]Часть 7 ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

[22] Пункт 8 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006.

[23] См. разд. 8 Письма Минфина РФ от 22.10.2013 № 12-08-06/44036 «О комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ».

Какие услуги (работы) можно оказывать (выполнять)?

Учреждение может оказывать (выполнять) широкий спектр услуг (работ). Например, реализовывать образовательные программы, оказывать первичную медицинскую помощь, хранить архивные документы и т.д. Но все эти услуги (работы) должны соответствовать целям деятельности учреждения. Потребителями таких услуг являются физические или юридические лица, а также органы власти.

Читайте также:  Субсидированные авиабилеты для льготных категорий появились в продаже в Якутии

К сведению. Услуга — это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица — получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки). Работа — это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории).

Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) учреждениями в соответствии с Законом N 83-ФЗ, должны быть включены в перечень услуг.

О платных и бесплатных услугах

Услуги, оказываемые учреждением в соответствии с заданием, предоставляются потребителю, как правило, на бесплатной для него основе (полностью за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания). Вместе с тем в случаях, определенных федеральными законами, такие услуги могут предоставляться учреждением за плату (п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях , ст. 6 Закона N 83-ФЗ).

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Но эти услуги должны быть оказаны сверх установленного задания и предоставляться на условиях, одинаковых для бесплатных услуг .

Статья 6 Закона N 83-ФЗ.

Правда, законодательство не содержит определения понятия «сверх задания». Это могут быть услуги (работы), не входящие в задание либо превышающие объем, установленный заданием. Последние скорее, поскольку только они могут предоставляться на условиях, одинаковых для бесплатных услуг.

Законодательством определены сферы, в которых учреждение может оказывать платные услуги или выполнять платные работы, — это сферы науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также иные сферы . По сути, формулировка «иные сферы» расширяет возможности бюджетного учреждения в выборе сфер, где оно имеет возможность оказывать платные услуги, выполнять платные работы .

Правила изменения задания

Правила изменения задания закрепляются в порядках его формирования и финансового обеспечения. Обобщим основные требования, которые устанавливаются в правовых актах учредителей.

1. При внесении изменений в плановые показатели формируется новое задание (с учетом внесенных изменений). В отношении федеральных учреждений это требование установлено п. 6 Положения № 640. На местах предусматриваются аналогичные нормы. Скажем, в Республике Бурятия (Постановление Правительства Республики Бурятия от 09.03.2016 № 82) решили, что новое задание формируется с учетом информации из отчета о его исполнении (а это квартальные, предварительный и годовой отчеты). Изменение задания оформляется правовым актом учредителя в течение 30 календарных дней со дня возникновения причины для корректировки. А в Тюмени (Постановление администрации г. Тюмени от 13.01.2011 № 1-пк) определили, что задание уточняется путем его формирования в новой редакции (с учетом внесенных поправок) в срок, не превышающий 15 рабочих дней.

2. Обязательная корректировка задания предусматривается по результатам рассмотрения органом-учредителем в текущем году отчетности о выполнении задания. Оно изменяется в тех случаях, когда «факт» не совпадает с «планом» – значения показателей объема в отчете оказываются меньше, чем соответствующие значения в самом задании. В частности, для федеральных учреждений корректировка задания предусмотрена по итогам анализа предварительного отчета (п. 46 Положения № 640). А вот в регионах и муниципальных образованиях допускают корректировку задания после подачи учреждением как предварительного, так и квартальных отчетов. В свою очередь, в Перми (Постановление администрации г. Перми от 30.11.2007 № 502) органы-учредители и главные распорядители бюджетных средств могут корректировать задания подведомственным учреждениям ежемесячно.

Бланк и заполнение государственного задания

В действующем бланке госзадания необходимо заполнять:

В большинстве субъектов РФ высшие исполнительные органы государственной власти регионов и муниципальных образований используют типовую федеральную форму бланка — форму по ОКУД 0506001.

В отдельных регионах типовая форма дополняется отраслевой или региональной спецификой. К примеру, Постановлением правительства Московской области от 18.10.2016 №758/38 (ред. от 28.12.2018) дополнительно в форме государственного задания указывается информация о показателях финансового обеспечения по услуге или работе (базовые нормативные затраты на единицу услуги или работы, отраслевой и корректирующий коэффициент по учреждению).

По решению Учредителя, бланк дополняют справочной информацией: устанавливают поквартальные значения показателя объема и качества. Это помогает повысить эффективность мониторинга исполнения госзаданий.

Для заполнения формы ОКУД 0506001 используют не только офисные приложения (Excel и другие), но и специальное отраслевое ПО. К примеру, наш пример государственного задания бюджетного учреждения на 2020 год сформирован с помощью сервиса ЭС «РАМЗЭС 2.0».

Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения

Право бюджетных и автономных учреждений на осуществлении приносящей доход деятельности закреплено в п. 2 ст. 24 и п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях). Отсылка к данному праву содержится также и в п. 3 ст. 161 БК РФ.

В Письме Минфина от 22.10.2013 № 12-08-06/44036 «О комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ» сказано, что под приносящей доход деятельностью понимается деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) за плату.

К приносящей доход деятельности также относится приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие (в случаях, предусмотренных законодательством РФ) в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Важным условием такой деятельности является соответствие целям создания бюджетного или автономного учреждения. Цели создания бюджетного учреждения должны быть отражены в его уставе. После того как определены цели, на их основании составляются и утверждаются виды деятельности учреждения – они также должны быть приведены в уставе.

Особое внимание следует уделить законности приносящей доход деятельности бюджетного учреждения, при этом должны быть выполнены следующие условия:

  • деятельность служит достижению целей, ради которых создано бюджетное учреждение, и соответствует поименованным в уставе целям;
  • приносящая доход деятельность предусмотрена в учредительных документах бюджетного учреждения.

Важно позаботиться и об обеспечении прозрачности и понятности своей приносящей доход деятельности, открытость документации и доступ к ней.

Например, образовательные учреждения могут разместить на официальном
интернет-ресурсе учебного заведения документы, которые регламентируют и положения о платных услугах, и бланки договоров, и документы по утверждению тарифов, и общий порядок предоставления услуг.

Причем обновление документов и их размещение должно происходить в течение
10 (рабочих) дней после принятия или изменения. Об этом говорится в п. 4 ч. 2, ч. 1 и 3 ст. 29 Закона № 273-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации».

Распоряжение прибылью

Заключительным этапом процедуры оказания платных услуг является получение прибыли и распоряжение ею. В данной статье коснемся только порядка распоряжения прибылью для бюджетных и автономных учреждений.

Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ, прибыль, полученная бюджетными и автономными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания основных и неосновных платных услуг), поступает в самостоятельное распоряжение этих учреждений. При этом у учреждений есть обязательство по расходованию таких поступлений исключительно в соответствии с утвержденным Планом финансово-хозяйственной деятельности. С учетом того, что порядок расходования средств от приносящей доход деятельности не устанавливается правовыми актами субъектов РФ или муниципальных образований, учреждение вправе самостоятельно определить такой порядок.

Важно помнить, что если основные платные услуги в установленных федеральными законами случаях включаются в государственное (муниципальное) задание, то размер субсидии на государственное (муниципальное) задание следует уменьшать на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ), как сказано в Письме Минфина № 12-08-06/44036.

Читайте также:  Алименты в твердой денежной сумме – расчет и индексация, практика

При этом даже в случае оказания платных услуг в рамках государственного (муниципального) задания, поступления от приносящей доход деятельности не являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Руководители бюджетных и автономных учреждений пригодится следующая информация – в случае, если планируется крупная сделка с привлечением средств, полученных от приносящей доход деятельности, то такая операция может быть совершена учреждением только по предварительному согласованию учредителя, согласно п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях 12.01.1996 № 7-ФЗ.

В данном законе также есть определение крупной сделки – крупной считается сделка, цена которой превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Пример составления государственного задания

Уместно привести пример реализации теоретических основ на практике. Алгоритм действий при составлении госзадания для школы, ПТУ или университета выглядит следующим образом.

  1. Изучение Бюджетного кодекса РФ, приведённой в Постановлении № 640 от 26.06.2015 стандартизированной формы 0506001.
  2. Заполнение пунктов «назначение», «пользователи», «основные требования».
  3. Составление перечня потенциальных потребителей услуг.
  4. Заполнение пункта «порядок предоставления услуг».
  5. Указание минимального и максимального уровня стоимости услуг и работ.
  6. Составление перечня критериев для оценки качества услуг и работ (в соответствии с требованиями).
  7. Перечень методов и правил контроля за выполнением задания — время отправки плановых отчётов, мероприятия профилактического характера.
  8. Условия досрочного аннулирования госзадания.
  9. Список итоговой отчётности.
  10. Порядок взаиморасчетов, указание сведений о источниках финансирования.

Чем отличается от других реестровых записей

В отличие от 20-разрядного уникального РЗ, номер реестровой записи контракта на сайте госзакупок, который присваивается каждой закупке или каждому отдельному лоту в заказе, состоит из 36 цифр и формируется автоматически как совокупность классификационных кодов конкретной закупки. Чтобы найти нужный контракт или сведения о нем, в ЕИС необходимо перейти во вкладку «Реестр контрактов» и вбить РЗ искомого документа.

Ни в одном нормативе нет инструкций, где найти уникальный номер реестровой записи муниципального задания в 2021 году: эта кодировка присваивается государственному или муниципальному заданию главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств или учредителем и отображается на титульном листе ГЗ или МЗ. Чтобы проверить номер, достаточно проверить бумажную копию муниципального задания или обратиться к учредителю.

А вот где найти уникальный номер реестровой записи муниципальной услуги — внутри самого задания. Каждой муниципальной услуге соответствует уникальный номер записи по реестру.

Отличие работ и услуг: общие положения

Наиболее очевидным вариантом ответа на вопрос, чем отличается услуга от работы, является утверждение о наличии овеществленного результата при выполнении работ и значимость самого процесса при оказании услуг. Отличие работы от услуги отражено в оформлении двух отдельных видов договоров: подряда (при выполнении работ) и договора оказания услуг (для оформления услуг).

О договорах оказания услуг читайте в наших статьях по ссылкам:

  • «Каковы существенные условия договора оказания услуг?»;
  • «Порядок заключения договора возмездного оказания услуг»;
  • ;
  • «Как составить договор безвозмездного оказания услуг?».

О договоре подряда изложено в материалах по ссылкам:

  • «Договор подряда на выполнение строительных работ — образец»;
  • ;
  • «Договор НИОКР — существенные условия и характеристика»;
  • «С какого момента договор подряда считается заключенным?».

Но существуют и иные варианты разграничений. Так, особо выделяются работы, выполняемые в рамках трудовых отношений. Их от работ и услуг, выполняемых в рамках гражданско-правовых отношений, отличает, в частности, связанность трудовой функцией и правилами трудового распорядка.

Особенности трудового договора описаны в статьях по ссылкам:

  • «Общий порядок заключения трудового договора по ТК РФ»;
  • «Трудовой договор с испытательным сроком по ТК РФ»;
  • «Как составить трудовой договор по совместительству — образец 2018?»;
  • «Составляем срочный трудовой договор — образец».

Отличие работ и услуг: общие положения

Наиболее очевидным вариантом ответа на вопрос, чем отличается услуга от работы, является утверждение о наличии овеществленного результата при выполнении работ и значимость самого процесса при оказании услуг. Отличие работы от услуги отражено в оформлении двух отдельных видов договоров: подряда (при выполнении работ) и договора оказания услуг (для оформления услуг).

О договорах оказания услуг читайте в наших статьях по ссылкам:

  • «Каковы существенные условия договора оказания услуг?»;
  • «Порядок заключения договора возмездного оказания услуг»;
  • ;
  • «Как составить договор безвозмездного оказания услуг?».

О договоре подряда изложено в материалах по ссылкам:

  • «Договор подряда на выполнение строительных работ — образец»;
  • ;
  • «Договор НИОКР — существенные условия и характеристика»;
  • «С какого момента договор подряда считается заключенным?».

Но существуют и иные варианты разграничений. Так, особо выделяются работы, выполняемые в рамках трудовых отношений. Их от работ и услуг, выполняемых в рамках гражданско-правовых отношений, отличает, в частности, связанность трудовой функцией и правилами трудового распорядка.

Особенности трудового договора описаны в статьях по ссылкам:

  • «Общий порядок заключения трудового договора по ТК РФ»;
  • «Трудовой договор с испытательным сроком по ТК РФ»;
  • «Как составить трудовой договор по совместительству — образец 2018?»;
  • «Составляем срочный трудовой договор — образец».

Другие варианты разграничения работ и услуг

Используются и другие варианты определения рассматриваемых понятий и их соотношения. В частности:

  • услуги — результат деятельности компаний, направленный на удовлетворение потребительских потребностей (п. 128 методических рекомендаций (инструкции) по планированию, учету и калькулированию…, утв. Минэкономики РФ 16.07.1999);
  • используются понятия отдельных видов услуг: бытовые услуги, услуги общественного питания (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ), услуги по озеленению (ГОСТ Р 51929-2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта РФ от 20.08.2002 № 307-ст) и пр.;
  • применительно к работам также имеются различные определения и выделение отдельных видов работ, например: горноспасательные работы (п. 1 ст. 5 закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 № 151-ФЗ), работы на высоте (приказ Минтруда РФ «Об утверждении правил по охране труда при работе на высоте» от 28.03.2014 № 155н), работы по озеленению (Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения РФ, утв. Минздравсоцразвития РФ б/н б/д).

Как видно из примеров, используются, в частности, понятия «услуги по озеленению» и «работы по озеленению», но их разграничение не проводится, так как не требуется по смыслу документов.

3.1 Услуги, предоставляемые населению на муниципальном уровне на территории внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения подразделяются на:

— услуги, предоставляемые населению на муниципальном уровне и направленные на реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;

— услуги государственные, предоставляемые населению на муниципальном уровне и направленные на реализацию переданных отдельных государственных полномочий (в сфере опеки, попечительства и патронажа [8], [9], образования и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [10] и определения должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и составления протоколов об административных правонарушениях [11], [5]);

— услуги государственные, оказываемые населению на муниципальном уровне и направленные на реализацию переданных отдельных государственных полномочий (в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства [12] и организации и осуществлению в соответствии с адресными программами уборки и санитарной очистки территорий [13], [6]);

— услуги муниципальные, предоставляемые по запросам заявителей в пределах полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

3.1.1 Услуги, предоставляемые населению на муниципальном уровне и направленные на реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, классифицируют по следующим признакам:

Читайте также:  Все о штрафах за превышение скорости в 2023 году

— по функциональному назначению;

— по взаимодействию с различными органами, организациями;

— по степени участия населения.

3.1.1.1 По функциональному назначению услуги подразделяют следующим образом:

— услуги, результатом которых является непосредственное решение вопроса;

— услуги, результатом которых является участие органов местного самоуправления в проводимых мероприятиях;

— услуги, результатом которых является согласование предложений, вносимых органами исполнительной власти;

— услуги, результатом которых являются вносимые предложения.

3.1.1.2 По взаимодействию с различными органами, организациями услуги подразделяют на услуги, предоставляемые при участии и (или) взаимодействии, и (или) координации:

— с органами исполнительной власти;

— пожарными и экологическими службами;

— образовательными учреждениями (организациями);

— учреждениями (организациями) культуры;

— со средствами массовой информации.

3.1.1.3 По степени участия населения услуги подразделяют на услуги:

— с участием потребителя;

— без участия потребителя.

3.1.2 Государственные услуги, предоставляемые населению на муниципальном уровне и направленные на реализацию переданных государственных полномочий, классифицируют по следующим признакам:

— социальному составу потребителей;

3.1.2.1 По социальному составу потребителей услуги подразделяют на выполняемые:

— для детей, оставшихся без попечения родителей;

— совершеннолетних, которым требуется патронажная помощь;

— детей, переданных на воспитание в приемные семьи;

— несовершеннолетних из группы риска, либо совершивших одно и более правонарушений;

— детей из семей социального риска;

— для других категорий населения;

— для населения независимо от социальной группы [11].

Требование об одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг за плату и бесплатно.

Согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях АУ вправе оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Это означает следующее: если учреждение предоставляет одну и ту же услугу в первом случае за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (или средств внебюджетных фондов – например, ФОМС), а во втором – за счет средств потребителя, условия оказания данной услуги должны быть одинаковы. В законодательстве не уточняется, что входит в понятие «условие», но можно предположить, что под этим подразумевается качество услуги, срок ожидания и другие параметры.

Один из ключевых вопросов – относится ли к таким условиям цена услуги? Если да, то, например, вуз должен устанавливать для граждан размер платы за обучение по выбранной специальности в том же размере, в каком это обучение финансируется из бюджета. Если нет, то цена может быть выше или даже ниже (допустим, для повышения конкурентоспособности услуги на рынке) норматива по госзаданию. Однозначного ответа на вопрос, к сожалению, нет. Отметим лишь, что, по мнению Минфина, требование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости (см. сноску 9 к настоящей статье). Автономным учреждениям и их учредителям (в случаях, когда именно они утверждают либо согласовывают стоимость услуг АУ) следует иметь в виду данное обстоятельство при принятии решений по ценообразованию.

В свою очередь, если рассматривать понятие «условия оказания услуги» шире и, скажем, включать в него такой параметр, как срок оказания услуги, практика предоставления платных услуг государственными и муниципальными учреждениями окажется совсем далеко от требований законодательства. Особенно эта проблема характерна для отрасли здравоохранения, где, например, попасть на платный прием к узкому специалисту можно гораздо быстрее, чем на бесплатный прием к тому же специалисту в рамках ОМС. И если пациент обратится в суд с жалобой на то, что, допустим, консультацию у бесплатного невролога нужно ждать месяц, а попасть к этому же самому врачу на платной основе получится в течение недели, шансы пациента выиграть дело будут достаточно высоки.



[1] Часть 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).

[2] Пункт 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

[3] Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

[4] Пункт 3 ст. 22 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 1 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

[5] Пункт 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

[6] Часть 5.1 ст. 21 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

[7] Пункт 11 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 13 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании.

[8] Пункт 9 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании.

[9]Пункт 19.1 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 17 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ.

[10] Пункт 26 ч. 1 ст. 15 (вопросы местного значения муниципального района) и п. 19 ч. 1 ст. 16 (вопросы местного значения городского округа) Закона № 131-ФЗ.

[11] Части 2 и 3 ст. 43 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Закона об образовании.

[12] Части 1 – 3 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах соцобслуживания).

[13] Статья 32 Закона об основах соцобслуживания.

[14] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 № 684.

[15] Абзац 1 ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[16] Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как формируется реестровая запись

Порядок формирования и ведения РУБП и НУБП регламентирует приказ Минфина РФ № 163н от 23.12.2014. В этом нормативе прописано, что такое УНРЗ, — уникальный номер, который присваивается организации при создании реестровой записи.

Образуется он на основании следующих сведений, содержащихся в базовых (отраслевых) перечнях:

Каждая запись имеет уникальный номер. В реестр не включаются сведения и документы, которые содержат государственную тайну.

Уникальный номер формируется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании всех доступных информационных блоков и перечней, включенных в сводный РУБП и НУБП.

Происходит это так:

Разряды 1, 2, 11, 13, 14, 15, 16, 17 — это уникальный код каждого участника бюджетного процесса в СР.

Проверка качества выполнения работ и услуг

Проверка из районного управления — одна из форм осуществления контроля за деятельностью учреждения, выполнением государственного задания, управления подчинёнными. Этот метод можно назвать скорее крайностью, а не основным способом менеджмента. Он неэффективен из-за необходимости поиска времени для осуществления проверок, привлечения специалистов дополнительно, оплаты сверхурочных. Рациональнее пользоваться другими методами. В частности, методом изучения отчётности, анализом статистических сведений.

Показатели качества прописываются сотрудниками школы, ВУЗа в форму государственного задания произвольно и с учётом стандартных требований, а также самостоятельно проверяются.

Важно! Отчёты о проведённой плановой проверке отправляются в вышестоящие организации в заранее оговоренные сроки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *