Подъемные сооружения — правила эксплуатации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подъемные сооружения — правила эксплуатации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Ключевым правовым актом, который устанавливает требования безопасности для всех видов работ, выполняемых производственными предприятиями, становится федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, посвященный общим вопросам промышленной безопасности. При этом прикладная информация о реализации положений этого федерального закона, например, что запрещается при эксплуатации грузоподъемных механизмов, содержится в другом нормативном акте – приказе Ростехнадзора от 26 ноября 2020 года N 461. Этот правовой акт представляет собой федеральные нормы и правила, соблюдение которых гарантирует обеспечение безопасной эксплуатации грузоподъемных машин. Они обязательны к соблюдению всеми компаниями, которые используют такую технику.

На какие ПС распространяются требования ФНП (в ред. 2016 г.)

Список грузоподъемных средств, которые нужно использовать в соответствие с ФНП по ПС, приведены в п. 3 настоящего документа, представленного в новой редакции. Таким образом, в список того, на какие ПС распространяются требования ФНП, входят:

  • краны-экскаваторы;
  • краны-манипуляторы;
  • краны-трубоукладчики;
  • тельферы (тали электроприводные);
  • подъемники (вышки);
  • кабины и люльки, подвешиваемые на краны с целью перемещения рабочих;
  • грузозахваты сменного типа, применяемые вместе с ПС;
  • рельсы для передвижения подъемных средств;
  • краны-штабелеры мостовые;
  • электроприводные тележки, применяемые для перевозки грузов по рельсовым путям над землей;
  • все типы грузоподъемных кранов;
  • строительные подъемники;
  • тара, используемая для перевозки грузов, кроме той, что применяют в портах и в металлургической промышленности.

2.1.2. Проектирование кранов (узлов, механизмов, приборов безопасности, крановых путей) должно выполняться в соответствии с государственными, международными стандартами и другими нормативными документами.

б) комплект чертежей, расчетов и эксплуатационных документов, определенный нормативными документами и настоящими Правилами;

2.1.4. Грузоподъемность и другие параметры, а также габариты кранов должны устанавливаться техническим заданием на проектирование. Группу классификации (режима) работы крана и его механизмов выбирают по табл.1 и 2 приложения 4.

2.1.5. Климатическое исполнение проектируемых кранов должно соответствовать ГОСТ 15150. Краны, предназначенные для эксплуатации в районах с нижним пределом температуры рабочего состояния ниже -40 °С, должны быть спроектированы в исполнении ХЛ.

2.1.6. Проектирование кранов, предназначенных для эксплуатации в сейсмических районах (более 6 баллов), согласно СНиП II-7, должно осуществляться в сейсмостойком исполнении.

2.1.7. Разработка проектов на изготовление кранов, предназначенных для работы во взрыво- и пожароопасных средах и транспортировки радиоактивных, ядовитых или взрывчатых веществ, должна производиться по специальным техническим заданиям, согласованным с головной организацией.

Возможность работы крана во взрыво- и пожароопасной среде (с указанием категории среды и класса взрыво- и пожароопасного помещения) должна быть указана в его паспорте, а также в руководстве по эксплуатации.

2.1.8. Краны стрелового типа и краны-перегружатели причальные должны быть устойчивыми в рабочем и нерабочем состояниях.

Расчет устойчивости крана должен производиться при действии испытательной нагрузки, действии груза (грузовая устойчивость), отсутствии груза (собственная устойчивость), внезапном снятии нагрузки и монтаже (демонтаже).

Требования к организации грузоподъемных работ согласно ПБ 10-382-00

К задействованным кранам и их владельцам предъявляются следующие требования:

  • исправность используемой техники;
  • проведение испытаний по графику и своевременно согласно требованиям. Это же относится и к осмотру, ремонту, надзору, квалифицированному полному или частичному техническому обслуживанию;
  • за кран отвечает ответственное лицо. Оно подбирается из инженерно-технических работников. Ответственное лицо следит за исправным состоянием и соблюдением правил использования грузоподъемных машин (ГПМ) согласно их функциональному предназначению.

Имеются требования и к порядку обучения задействованного персонала, а также проверке уровня знаний у специалистов и руководителей. В документе регламентируется порядок разработки должностных инструкций, технологических карт, схем складирования и строповки грузов, соблюдаемых технических условий. Отдельно рассматривается организация работы кранов иностранного производства на территории Российской Федерации.

Особенное внимание уделено обязательной сертификации и паспортизации.

К сведению! В рамках кампании по послаблению государственного контроля предоставляется большая свобода действий. С одной стороны, нет норм, описывающих каждый шаг, с другой — предусматривается, что должны быть документы, позволяющие избежать неприятных последствий. Их должна отдельно разрабатывать каждая организация.

Например, требования к кран-балкам, управляемым с пола, взаимодействие специалистов с ними должны регулироваться следующими внутренними документами:

  • инструктаж рабочего места;
  • распоряжение о стажировке (предусматривающее закрепление наставника, которым является начальник смены или имеющий существенный опыт работник);
  • устная проверка знаний и навыков на практике;
  • распоряжение о допуске работника к самостоятельному труду.

4.8.1. Составные части крановых противовеса и балласта должны быть закреплены или заключены в кожух для предохранения их от падения и для исключения возможности изменения установленной массы. При применении в качестве противовеса или балласта мелкого штучного груза он должен быть помещен в металлический ящик. Ящик должен быть выполнен так, чтобы исключались попадание в него атмосферных осадков и потеря груза. Применять для противовеса или балласта песок, гравий и щебень не разрешается. На кранах стрелового типа в качестве балласта и противовеса должны быть предусмотрены инвентарные маркированные грузы, изготовление и укладка которых должны производиться по чертежам предприятия — изготовителя крана.

4.8.2. Передвижные противовесы должны перемещаться автоматически с изменением вылета или иметь хорошо видимый указатель положения противовеса в зависимости от вылета.

8.1. К крановому пути должны применяться требования, изложенные в разделах 1 — 2, 9 — 12 настоящих Правил, с дополнениями, предусмотренными в настоящем разделе.

8.2. Устройство кранового пути (исключая пути железнодорожных кранов) должно производиться по проекту, разработанному специализированной организацией или предприятием — изготовителем крана, имеющими соответствующие лицензии.

При установке крана на эксплуатирующийся крановый путь последний должен быть проверен расчетом на допустимость такой нагрузки.

Путь железнодорожного крана должен устраиваться и содержаться в соответствии с нормами МПС России.

8.3. В проекте кранового пути должны содержаться следующие основные сведения:

а) тип рельсов и допустимая нагрузка на рельс от колеса крана;

б) тип, сечение и длина шпалы;

в) расстояние между шпалами;

г) способ крепления рельсов между собой и к шпалам;

д) наличие подкладок между рельсами и шпалами, конструкция подкладок и способ их установки;

е) зазор между рельсами;

ж) материал и размер балластного слоя;

з) минимальный допустимый радиус кривой на криволинейных участках пути;

и) предельно допустимые величины общего продольного уклона, упругой просадки под колесами и допуски на ширину колеи и на разность уровня головок рельсов;

к) конструкция тупиковых упоров;

л) устройство заземления кранового пути.

8.4. Крановый путь (исключая пути башенных и железнодорожных кранов) и пути грузовых подвесных тележек или электрических талей, оборудованные стрелками или поворотными кругами, а также места перехода крана или его тележки с одного пути на другой должны отвечать следующим требованиям:

а) обеспечивать плавный, без заеданий, проезд;

б) быть оборудованными замками с электрической блокировкой, исключающей переезд при незапертом замке;

в) иметь автоматически включаемую блокировку, исключающую сход тележки (электрической тали) с рельса при выезде ее на консоль расстыкованного участка пути;

г) обеспечивать управление переводом стрелки или поворотного круга от сигнала системы управления тележкой (электрической талью);

д) быть оборудованными единым выключателем для подачи напряжения на троллеи тележки (электрической тали), на механизмы управления стрелок и электрические аппараты блокировочных устройств.

8.5. Рельсы должны быть закреплены так, чтобы при передвижении крана исключалось их поперечное и продольное смешение.

8.6. Рельсы опорных кранов и грузовых тележек должны крепиться так, чтобы исключалось боковое и продольное их смещение при передвижении и работе крана. При креплении рельсов посредством сварки должна быть исключена возможность их тепловой деформации.

Читайте также:  Цена на юридическую консультацию по разводу

8.7. Переезд автомашин и автопогрузчиков через пути козловых и башенных кранов допускается в исключительных случаях, когда невозможен их объезд. Меры безопасности разрабатываются владельцем крана с учетом интенсивности их работы и движения транспорта.

8.8. Пересечение путей козловых, башенных и портальных кранов с рельсовыми путями заводского транспорта может быть допущено в отдельных обоснованных случаях, по согласованию с органами госгортехнадзора, после разработки мероприятий по предупреждению столкновения работающих кранов с подвижным составом.

Пересечение пути портального крана с железнодорожными путями должно выполняться по проекту, разработанному специализированной организацией и согласованному с владельцами крана и железнодорожных путей.

8.9. Предельные величины отклонений кранового пути от проектного положения, указанные в руководстве по эксплуатации крана, не должны превышать величин, указанных в приложении 10. Дефекты рельсов и шпал кранового пути не должны превышать критериев браковки, приведенных в приложении 11.

8.10. В проекте кранового пути должен быть указан участок для стоянки крана в нерабочем состоянии.

8.11. При наличии подземных коммуникаций, проложенных ранее, без учета последующего устройства над ними рельсового пути, должен быть выполнен расчет в целях исключения возможности повреждения этих коммуникаций и при необходимости разработан проект их перекрытия.

8.12. Готовность кранового пути к эксплуатации должна быть подтверждена актом сдачи-приемки кранового пути по форме согласно приложению 12, к которому должны быть приложены результаты планово-высотной съемки.

8.13. Проверка состояния кранового пути и измерение сопротивления его заземления должны производиться в соответствии с нормативными документами.

ПЕРЕЧЕНЬ ГОЛОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ ПО КРАНОСТРОЕНИЮ

Наименование организации

Номенклатура

Адрес организации

ВНИИПТМАШ

Краны мостового и кабельного типа, портальные, консольные, железнодорожные краны, электрические тали, краны-штабелеры мостовые

109387, Москва, ул. Люблинская, 42

ВНИИстройдормаш

Краны стреловые

1234241, Москва, Волоколамское ш., 73

СКТБ башенного краностроения

Краны башенные, краны-лесопогрузчики, переставные и мачтовые краны, стреловые на рельсовом ходу, подъемники крановые

129301, Москва, ул. Касаткина, 11

ВКТИмонтаж-строймеханизация

Краны специальные монтажные, краны гусеничные

113114, Москва, Кожевнический пер., 4/5

ВНИИ Ржевбашкран

Краны башенные (по номенклатуре АО «Высота»)

172350, Ржев-6, Тверская обл.

НТЦ «Строймашавтоматизация»

Приборы и устройства безопасности

1234241, Москва, Волоколамское ш., 73

НОРМЫ БРАКОВКИ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

Браковка грузозахватных приспособлений, находящихся в эксплуатации, должна производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией и определяющей порядок и методы осмотра и браковочные показатели.

При отсутствии у владельца инструкции браковка элементов канатных и цепных стропов производится в соответствии с рекомендациями, приведенными в настоящем приложении.

Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.

Стропы из канатов двойной свивки

Число видимых обрывов проволок на участке канатного стропа длиной

3d

6d

30d

4

6

16

Опасность грузоподъемной техники

Общие правила обеспечения промышленной безопасности в России регулируются положениями федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Приложение № 1 к этому нормативному документу содержит критерии, на основании которых промышленные объекты могут принадлежать к категории опасных. Раздел 3) приложения указывает, что одним из классификационных признаков становится присутствие на объекте грузоподъемных механизмов стационарного типа (кроме лифтов и платформ для инвалидов), а также фуникулеров или канатных дорог. Кроме этого, опасными объектами признаются эскалаторы в метрополитене. Согласно приложению № 2 к 116-ФЗ подвесные канатные дороги относятся к III классу опасности, а остальные типы грузоподъемной техники – к IV классу.

Согласно действующему законодательству, все опасные объекты производства подлежат обязательной государственной регистрации в Едином реестре, ведением которого занимается Ростехнадзор. Это требование введено для организации постоянного контроля за их работой, а также учета процедур ремонта, профилактического обслуживания, ликвидации таких объектов и других операций. Информация, содержащаяся в реестре, дает возможность проверить, выполняются ли необходимые меры безопасности при работе с грузоподъемными машинами.

Порядок ведения этого реестра и внесения в него данных о подъемной технике определены отдельным нормативным документом – приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года N 495. Согласно части 15 приложения № 1 к этому приказу, постановке на учет подлежат следующие виды таких машин:

  • места для работы подъемного крана;
  • участки механизации;
  • транспортные участки или гаражи для хранения и обслуживания автомобильной техники;
  • объекты, на которых выполняется работа с применением подъемных сооружений;
  • производственные цеха, помещения или участки;
  • канатные дороги;
  • фуникулеры;
  • выделенные участки метрополитена, на которых эксплуатируется подъемная техника. При отсутствии границ выделенных участков опасным объектом становится весь метрополитен.

Раздел 2

3.1. В настоящих Правилах использованы термины и определения, приведенные в ГОСТ 15467, ГОСТ 16504, ГОСТ 18322, ГОСТ21014,ГОСТ
24258, ГОСТ 25866, ДСТУ 2325, ДСТУ 2389, ДСТУ 2462, ДСТУ 2491, ДСТУ
2733, ДСТУ 2865, ДСТУ 2879, ДСТУ 2890, ДСТУ 2924, ДСТУ 2946 ДСТУ
2986, ДСТУ 3150, ДСТУ 3278, ДСТУ 3321, ДСТУ 3455.1, ДСТУ 3455.2, ДСТУ
3455.3, ДСТУ 3455.4, ДСТУ 3491 (ГОСТ 30242) , ДСТУ 3555 (ГОСТ 30188) ,
ДСТУ 3761.2, ДСТУ 3761.3, ДНАОП 0.00-1.32-01 вместе со следующими:
3.1.1. вводное устройство — устройство или совокупность устройств (рубильник, автоматический выключатель и т.п.) , осуществляющих подачу напряжения на грузоподъемный кран или машину от внешней сети;
3.1.2. тележка однорельсовая — электрическая таль c прицепной кабиной управления, передвигающиеся по надземным рельсовым путям;
3.1.3. галерея — длинное и узкое сооружение c преимущественно горизонтальным настилом, предназначенное для обеспечения свободного прохода работников;
3.1.4. защитная панель — электрическое устройство, предназначенное для максимально-токовой и нулевой защиты электрических цепей грузоподъемных кранов и машин;
3.1.5. связь кинематически неразмыкаемая — механическая связь между двигателем и барабаном, осуществляемая:
— непосредственным соединением двигателя c редуктором и редуктора c барабаном;
— при помощи неразмыкаемых муфт;
— механизмом переключения скоростей (в случае если самопроизвольное включение или расцепление механизма невозможно, или если при этом автоматически не накладывается тормоз нормально закрытого типа) ;
3.1.6. управление c пола — управление грузоподъемным краном или машиной c помощью подвешенного на них кнопочного аппарата или, c другого пульта (стационарно закрепленного на грузоподъемном кране или по радио) , во время которого груз и (или) грузоподъемный кран или машина сопровождается машинистом;
3.1.7. управление со стационарного пульта — дистанционное управление грузоподъемным краном или машиной c пульта, установленного вне их стационарно, во время которого грузоподъемный кран или машина не сопровождается машинистом;
3.1.8. коэффициент запаса торможения — отношение момента, создаваемого тормозом, настроенным согласно руководству по эксплуатации грузоподъемного крана или машины, к наибольшему моменту на тормозном шкиве от приложенных статических нагрузок:
— наибольшего рабочего груза (для механизма подъема) ;
— массы стрелы, противовеса, наибольшего рабочего груза, ветра рабочего состояния (для механизма изменения вылета) ;
3.1.9. кран-манипулятор — кран стрелового типа, установленный на автомобильном шасси и предназначенный для его погрузки-разгрузки;
3.1.10. кран-перегружатель причальный — грузоподъемный кран, опирающийся на рельсовый путь c помощью портала и имеющий одну или две консоли, при этом одна из них расположена в зоне погрузки-разгрузки судов;
3.1.11. машина грузоподъемная — подъемное устройство циклического действия, предназначенное для перемещения в пространстве груза (однорельсовые тележки, тали, крановые подъемники, лебедки) ;
3.1.12. механизм замыкания грейфера — приводное оборудование для замыкания (размыкания) грейфера;
3.1.13. мостки — средство c преимущественно горизонтальным настилом, предназначенное для прохода работников при выполнении ремонтных или монтажных работ (например, для прохода по стреле) ;
3.1.14. ограничитель грузоподъемности (грузового момента) — ограничитель, автоматически выключающий привод механизма грузоподъемного крана при превышении грузоподъемности (грузового момента) ;
3.1.15. опора некачающаяся — опора кабельного крана, не имеющая возможности изменять угол наклона к горизонтали при изменении усилий в несущих канатах;
3.1.16. опора качающаяся — опора кабельного крана, имеющая возможность изменять угол наклона к горизонтали при изменении усилий в несущих канатах;
3.1.17. перегружатель мостовой — козловой кран, основными характеристиками которого являются грузоподъемность и производительность, а грузозахватным органом — грейфер;
3.1.18. подъемник крановый — транспортное средство кратковременного действия, предназначенное для подъема машиниста в кабине к месту управления грузоподъемным краном;
3.1.19. площадка — горизонтальная поверхность, предназначенная для размещения работников во время проведения ими технического обслуживания или ремонта грузоподъемного крана или машины, а также для отдыха;
3.1.20. площадка посадочная — площадка, предназначенная для входа машиниста в кабину управления или в ее тамбур;
3.1.21. указатель грузового момента — устройство, обеспечивающее визуальный контроль фактического грузового момента;
3.1.22. полиспаст сдвоенный — полиспаст, оба конца каната которого закреплены на одном или двух барабанах;
3.1.23. ревизионная скорость — малая скорость передвижения грузовой тележки крана кабельного типа в установившемся режиме движения, служащая для ревизии (осмотра) несущих канатов и составных частей крана;
3.1.24. реконструкция — изменение паспортных характеристик (грузоподъемности, режимов работы, скорости рабочих механизмов, пролета, вылета, диапазона подъема, конструкции грузозахватных органов, удлинение или укорочение стрелы, башни, изменение приводов и системы управления) , а также другие изменения, вызывающие повышение, перераспределение или изменение интенсивности нагрузок, а также уменьшение грузовой или собственной устойчивости;
3.1.25. регистратор рабочих параметров — прибор, регистрирующий, накапливающий и сохраняющий информацию;
3.1.26. рабочая зона — пространство, в котором осуществляется передвижение грузоподъемного крана или машины и их грузозахватного органа при работе;
3.1.27. специализированная организация — экспертно-технический центр Госнадзорохрантруда или другое предприятие или организация, получившее в установленном порядке разрешение Госнадзорохрантруда на определенные виды деятельности;
3.1.28. специализированный перегрузочный комплекс — грузоподъемная машина c разгрузочно-погрузочным и транспортирующим оборудованием, c непрерывным циклом работы;
3.1.29. лестница — устройство для доступа работников на грузоподъемный кран или машину и их составные части, галерею, ремонтную площадку и т.п.;
3.1.30. лестница вертикальная — лестница c углом наклона к горизонтали более 75°;
3.1.31. лестница монтажная — лестница без ограждения для работников, допущенных к работе на высоте (верхолазов) , или на случай аварии;
3.1.32. лестница посадочная — лестница c углом наклона к горизонтали не более 60°;
3.1.33. лестница наклонная — лестница c углом наклона к горизонтали не более 75°;
3.1.34. тамбур — огражденная площадка перед входом в кабину машиниста;
3.1.35. установка — расположение грузоподъемного крана или машины согласно проекту.

2.3.1. Проектирование механизмов (лебедок, редукторов, тормозов, муфт, приводов и т.п.) осуществляется в соответствии с государственными стандартами и другими нормативными документами.

2.3.2. Механизмы грузоподъемных кранов, оборудованные кулачковыми, фрикционными или другими механическими приспособлениями для их включения или переключения скоростей рабочих движений, должны быть спроектированы таким образом, чтобы самопроизвольное включение или расцепление механизма было невозможно. У лебедок для подъема груза и стрелы, кроме того, должна быть исключена возможность отключения привода без наложения тормоза.

2.3.3. У грузовых лебедок с двумя приводами последние должны иметь между собой жесткую кинематическую связь, исключающую самопроизвольное опускание груза при выходе из строя одного из приводов.

2.3.4. Применение фрикционных и кулачковых муфт включения в механизмах, предназначенных для подъема расплавленного металла или шлака, ядовитых и взрывчатых веществ, а также в механизмах с электроприводом не допускается, за исключением:

а) механизма передвижения или поворота, имеющего несколько диапазонов скоростей для переключения с одной скорости на другую;

б) механизма передвижения гусеничных кранов с общим приводом двух гусениц для раздельного управления ими.

В случаях, указанных в перечислениях «а» и «б», тормоз должен иметь неразмыкаемую кинематическую связь с поворотной частью крана, гусеницами или колесами.

2.3.5. Механизмы подъема груза и стрелы должны быть выполнены так, чтобы опускание груза или стрелы осуществлялось только от работающего двигателя.

2.3.6. У стреловых кранов усилие, требующееся для поднятия (выдвижения) вручную выносных опор или их частей, не должно превышать 200 Н. При большем усилии выносные опоры должны иметь гидравлический, механический или другой привод.

2.3.7. Стреловые краны, имеющие подрессоренную ходовую часть и безаутригерную характеристику, должны быть оборудованы устройствами, исключающими действие упругих подвесок и позволяющими передавать нагрузку, воспринимаемую краном, непосредственно на ходовую часть или выносные опоры. Эти краны должны быть оборудованы также стабилизатором упругих подвесок, позволяющим равномерно передавать нагрузку на все рессоры одной ходовой оси с тем, чтобы была обеспечена их равномерная просадка. На автомобильных кранах и кранах на специальном шасси автомобильного типа эти устройства на передних осях могут не устанавливаться.

2.3.8. Конструкции механизмов подъема ковочных кранов должны быть снабжены амортизирующими устройствами, предохраняющими металлоконструкции крана от воздействия технологических нагрузок, возникающих при ковке заготовок (груза).

2.3.9. В конструкциях механизмов кранов, передающих крутящий момент, должны применяться шлицевые, шпоночные, болтовые соединения и другие соединения в соответствии с нормативными документами. Применение сварных узлов и деталей не допускается.

2.3.10. В конструкциях соединений элементов кранов (болтовых, шпоночных, зубчатых и др.) должно быть исключено произвольное развинчивание или разъединение.

2.6.1. Грузовые крюки должны соответствовать государственным стандартам, а также другим нормативным документам.

Размеры и основные параметры кованых и штампованных крюков должны приниматься в зависимости от типа крюка и рода привода крана по ГОСТ 6627 и ГОСТ 6628.

Допускается применение других крюков по согласованию с Госгортехнадзором России.

2.6.2. Замки предохранительные для однорогих крюков кранов общего назначения должны соответствовать ГОСТ 12840.

2.6.3. Пластинчатые грузовые крюки должны проектироваться и изготавливаться в соответствии с ГОСТ 6619.

2.6.4. Крюки для кранов грузоподъемностью свыше 3 т, за исключением крюков специального исполнения, должны быть установлены на упорных подшипниках качения.

2.6.5. Крепление кованого и/или штампованного крюка грузоподъемностью более 5 т, а также вилки пластинчатого крюка в траверсе должно исключать самопроизвольное свинчивание гайки крепления крюка, для чего она должна быть укреплена стопорной планкой. Иные способы стопорения гайки допускаются в соответствии с нормативными документами.

2.6.6. На грузовых кованых и/или штампованных крюках должны быть нанесены обозначения в соответствии с ГОСТ 2105 или ГОСТ 12840. На пластинчатых крюках обозначения должны соответствовать ГОСТ 6619.

В тех случаях, когда пластинчатый крюк подвешивается к траверсе при помощи вилки, маркировка на вилке должна быть такой же, как на крюке.

2.6.7. Грузовые крюки специального исполнения должны снабжаться паспортом с указанием предприятия-изготовителя, заводского номера крюка, его грузоподъемности и материала, из которого он изготовлен.

2.6.8. Конструкция грейфера с канатными механизмами подъема или замыкания должна исключать его самопроизвольное раскрытие и выход канатов из ручьев блоков. Грузоподъемность грейфера должна быть подтверждена расчетом с учетом коэффициента заполнения грейфера и максимальной плотности перегружаемого материала.

Канатные грейферы для навалочных грузов должны изготовляться в соответствии с ГОСТ 24599.

2.6.9. Грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием предприятия-изготовителя, номера, объема, собственной массы, вида материала, для перевалки которого он предназначен, и наибольшей допустимой массы зачерпнутого материала.

2.6.10. Требования к другим грузозахватным органам, подвешенным непосредственно на канатах и являющимся частью кранов (траверсам, вилам, спредерам, управляемым захватам для металлопроката, бревен, труб и пр.), должны быть изложены в технических условиях на эти краны.

Постановка на учет в Ростехнадзоре грузоподъёмной машины

Компания «Legallabor» оказывает услуги по постановке на учет в Ростехнадзоре Москвы и Московской области автомобильных, башенных, мостовых кранов, фасадных подъемников (строительных люлек), ножничных, мачтовых подъемников, автовышек (автогидроподьемников), кранов – манипуляторов (автомобилей, оснащенных кран-манипуляторной установкой (КМУ)) и других подъемных сооружений.

Регистрация в Ростехнадзоре вышеперечисленных грузоподъемных механизмов (ГПМ) осуществляется только на юридическое лицо или ИП. Если кран, манипулятор или автовышка приобретены на физ. лицо, позвоните нам, мы подскажем, как выйти из ситуации.

Мы оказываем весь комплекс услуг для законной эксплуатации технических устройств, от внесения вашей организации в государственный реестр опасных производственных объектов Ростехнадзора с получением свидетельства ОПО до присвоения подъемному сооружению учетного номера.

Читайте также:  нагрудный знак мчс россии за заслуги что дает

Грузоподъемные машины (подъемные сооружения) подлежат постановке на учет в органах Ростехнадзора перед пуском в работу.

Наши эксперты разработают, подготовят, оформят документы в соответствии с требованиями законодательства и административных регламентов, сдадут пакет документов в Ростехнадзор, обеспечат его прохождение в РТН, получат и передадут вам комплект разрешительной документации.

Обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования

Безопасность при использовании ГПМ обеспечивается следующими методами:

  • Выявление и соблюдение размера опасной зоны и режима работы грузоподъемного механизма. Размер зоны определяется в зависимости от высоты подъема и длины пути передвижения груза;
  • Использование средств защиты от возможного травмирования (каски, ограждения);
  • Определение устойчивости грузоподъемного оборудования. Удерживающий момент должен превышать опрокидывающий;
  • Условием устойчивости кранового механизма и длины пути перемещения груза;
  • Расчет прочности канатов. По результатам проведенного расчета устанавливается коэффициент прочности каната;
  • Использование специальных устройств для обеспечения безопасности (ограничителя грузоподъемности для предупреждения падения грузов с высоты, противоугонных средств, ограничителя поворотов, блокировки дверей кабины). Проводится проверка надежности действия тормоза. Обязана присутствовать четкая маркировка грузов на видном месте;
  • Регулярный контроль за состоянием грузоподъемного оборудования;
  • Проведение регистрации, испытаний, техосвидетельствования.

11.1 До начала выполнения грузоподъемных операций с использованием крана должно быть выполнено следующее:

— крановщик должен проверить целостность пломб и присутствие средств блокировки на оборудовании или рычагах управления крана;

— крановщик должен иметь хороший неограниченный обзор рабочей площадки и груза. В противном случае он должен действовать по указаниям стропальщика или сигнальщика, позиция которых позволяет им постоянно следить за тем, что происходит на рабочей площадке. Крановщик и/или сигнальщик должны убедиться в том, что движению грузов и крана ничто не мешает;

— если используется телефонная, телевизионная сеть или радиосвязь, крановщик должен убедиться в поступлении сигнала и хорошей слышимости поступающих сообщений;

— при использовании пневмогидравлических систем крановщик должен убедиться в функционировании манометров, а также в том, что давление в этих системах находится в норме;

— реверс устройств управления движением (электродвигателей) не следует осуществлять до тех пор, пока двигатель не будет приведен в состояние покоя, если только механизмом управления специально не предусмотрена данная опция;

— предохранительные устройства крана не должны использоваться в качестве стандартных средств для остановки движений крана;

— краны, перемещающиеся по рабочей площадке в местах, где может находиться персонал, должны оборудоваться устройствами предупредительной сигнализации;

— до того момента, как кран начнет передвигаться по рельсовому пути, должен подаваться предупредительный сигнал, извещающий персонал о возможной для них опасности.

11.1.1 Краны с системой дистанционного управления

Для предотвращения несанкционированного использования передатчика (пульта управления) крана, управляемого посредством передаваемых сигналов, например радиопередатчика, крановщику следует держать передатчик при себе или вынимать ключ из выключателя радиопередатчика. Если речь идет о коротких периодах времени, то следует держать ключ при себе, если о более длительных периодах времени или ситуациях, когда кран не используется, то радиопередатчик следует убрать в специально отведенное для этого безопасное место.

Примечание — Следует предусмотреть меры по обеспечению сохранности и недоступности передатчика в то время, пока кран не работает.

Если вместе с передатчиком в экипировку входит привязной ремень или ремни безопасности, крановщик перед тем, как начать пользоваться передатчиком, должен надеть ремни безопасности. Радиопередатчик следует включать только на время работы крана и выключать его до того, как будут сняты привязные ремни и ремни безопасности.

Если в состав оборудования крана с дистанционным управлением входит устройство регулирования управления по диапазону, то должны проводиться регулярные испытательные проверки данного устройства. Оно также должно проверяться перед началом работы каждой смены или при смене крановщика, чтобы удостовериться в его функционировании в установленных пределах.

11.2 При перемещении груза краном должны соблюдаться следующие требования:

— номинальная грузоподъемность крана не должна превышаться, кроме тех случаев, когда проводится испытание крана;

— подъем груза должен начинаться с его поднятия на высоту не более 200-300 мм с остановкой для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза;

— не перемещать груз при нахождении под ним людей. Допускается нахождение стропальщика возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки;

— перемещать мелкоштучные грузы только в специально предназначенной для этого таре, чтобы исключить возможность выпадения отдельных частей груза. Перемещение кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при разгрузке (погрузке) транспортных средств на землю (и с земли);

— не начинать подъем груза, масса которого неизвестна;

— выполнять горизонтальное перемещение от крайней нижней точки груза (а также порожнего грузозахватного органа или грузозахватного приспособления и элементов стрелы крана) на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;

— опускать перемещаемый груз лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность его падения, опрокидывания или сползания;

— кантовать грузы с применением крана только на кантовальных площадках, снабженных амортизирующей поверхностью, или на весу по заранее разработанному проекту производства работ. В целях предотвращения зажатия стропальщику запрещено находиться между грузом и стеной или другим препятствием, при этом стропальщик должен находиться сбоку от кантуемого груза на расстоянии, равном высоте груза плюс 1 метр;

— производить кантовку тяжелых грузов и грузов сложной конфигурации только под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением кранов.

Примечание — При проведении кантовочных операций «тяжелыми» считаются грузы массой более 75% от номинальной грузоподъемности крана, а «грузами сложной конфигурации» — грузы с неопределенным центром тяжести или со смещением центра тяжести относительно оси крюка;

— для кантовки деталей серийного и массового производства необходимо использовать специальные кантователи;

— следить за предотвращением раскачивания груза (рисунок 2).

Примечание — Грузы нужно всегда поднимать осторожно, а движения крана должны быть плавными, для того чтобы избежать раскачивания груза (качающийся груз будет увеличивать опрокидывающий момент крана). Там, где это необходимо, а также в зонах, подверженных воздействию ветра, необходимо использовать устройства для направления груза. При перемещении крана с грузом последний должен находиться недалеко от поверхности земли, чтобы имелась возможность контролировать раскачивание груза;

— прекращать работу крана на открытом воздухе при скорости ветра, превышающей предельно допустимую скорость, указанную в паспорте крана, при температуре окружающей среды ниже предельно допустимой температуры, указанной в паспорте крана, при снегопаде, дожде, тумане, в случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз;

— не инициировать движения крана, если сигнал, подаваемый сигнальщиком, не вполне понятен крановщику. Крановщик и сигнальщик должны до начала грузоподъемных операций договориться о системе подачи сигналов в случае подобных ситуаций.

11.3 При перемещении груза краном не допускается:

— нахождение людей, в том числе обслуживающего кран персонала, в местах, где возможно зажатие их между частями крана и другими сооружениями, предметами и оборудованием;

— перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка;

— подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном, а также металла и шлака, застывших в печи или приварившихся после слива;

— подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюками крана при наклонном положении грузовых канатов, в том числе с использованием механизма поворота или изменения вылета. Допускается применение направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *