Учетная политика для целей налогообложения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика для целей налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.

Санкции за отсутствие учетной политики

Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.

Что такое учетная политика

Учетная политика — это совокупность допускаемых законодательством способов ведения учета, определения, признания, оценки и распределения доходов и расходов, а также иных необходимых показателей финансово­хозяйственной деятельности1. Различают учетную политику для целей бухучета и для целей налогообложения.

Вести бухучет и составлять бухгалтерскую учетную политику должны все организации — как коммерческие, так и некоммерческие. При этом неважно, какой режим налогообложения они применяют — ОСН, УСН, ЕНВД, ЕСХН2.

А вот индивидуальные предприниматели, независимо от применяемого режима налогообложения, могут бухучет не вести и бухгалтерскую учетную политику не составлять. Ведь они ведут учет в соответствии с налоговым законодательством3. Так что если им и понадобится учетная политика, то только налоговая.

Образец приказа об утверждении учетной политики

Приводим образец приказа об утверждении и введении в действие учетной политике для целей бухгалтерского учета:

ПРИКАЗ

«31» декабря 2017 г. №145

г. Москва

Об утверждении и введении в действие

Учетной политики для целей бухгалтерского

учета в редакции 1

В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пунктом 4 ПБУ 1/20018 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н

ПРИКАЗЫВАЮ

Утвердить и ввести в действие с даты утверждения настоящего Приказа Учетную политику для целей бухгалтерского учета в редакции 1 согласно Приложению №1 к настоящему Приказу.

Распространить действие пунктов 3.1 и 3.2 в редакции 1 Учетной политики для целей бухгалтерского учета согласно Приложению №1 к настоящему Приказу с 01 января 2018 года.

Главному бухгалтеру ОАО «Лютик»:

Руководствоваться в работе утвержденной учетной политикой для целей бухгалтерского учета.

Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на финансового директора ОАО «Лютик».

Санкции за отсутствие учётной политики

Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ.

Штрафы — не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.

Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь!

Должна ли организация оговорить в учетной политике все особенности, предусмотренные Налоговым кодексом?

Нет. В учетную политику следует включать те положения, которые необходимы для исполнения обязанности по исчислению и уплате налогов в связи с конкретной деятельностью, осуществляемой организацией. Принимать учетную политику с учетом особенностей, предназначенных НК РФ для видов деятельности, которые организация не осуществляет – напрасный труд.

С другой стороны, учетная политика должна являться инструментом, позволяющим налогоплательщику в максимальной степени использовать предоставляемые законодательством о налогах и сборах преференции в виде ускоренного списания расходов, переноса убытков и т.д.

Поэтому можно рекомендовать оговаривать в учетной политике применение всех тех положений Налогового кодекса, которые сформулированы как «налогоплательщик вправе», если они направлены на реализацию вышеназванной цели.

Может ли быть разная учетная политика для обособленных подразделений общества?

Принятая учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Это значит, что в организации не может быть нескольких учетных политик для целей налогообложения.

Но в организации, в состав которой входят обособленные подразделения, возможно предусмотреть особенности применения методов учета. Так, при реализации покупных товаров налогоплательщик уменьшает доходы от таких операций на стоимость приобретения товаров, которая определяется в соответствии с учетной политикой. Налогоплательщик, выбирая метод списания стоимости покупных товаров, вправе в учетной политике определить, будет ли соответствующий метод применяться по каждому обособленному подразделению или по организации в целом (письмо Минфина России от 16.02.2012 № 03-03-06/1/88).

У каждой компании своя учетная политика

Нововведений в законодательство немало, но не все они должны быть внесены в учетную политику. Имеет смысл описывать в учетной политике только те положения, которые касаются именно вашей компании и учитывают специфику ведения учета и особенности конкретного бизнеса.

В учетной политике закрепляются методы учета, которые вы должны установить сами или выбрать для себя оптимальный вариант из допустимых альтернативных. Дублировать прямые положения Налогового кодекса — обязательные для исполнения и не предусматривающие выбора из возможных вариантов — бессмысленно. Не стоит ими отягощать документ. Пусть он будет небольшим, но содержательным и полезным.

Читайте также:  Размер единого пособия на детей до 17 лет с 1 января 2023 года (таблица)

Нет смысла «раздувать» правила и разрабатывать учетную политику на будущее на всякий случай. Учитывайте в ней только реальные тонкости учетной работы. При появлении новых объектов учета учетную политику можно будет дополнить.

Подписи и согласование

В законодательстве о бухучете нет указаний на то, что главный бухгалтер должен подписывать или согласовывать учетную политику. Главбух или другой ответственный сотрудник разрабатывает учетную политику, а утверждает ее руководитель учреждения. Поэтому при рассмотрении вопроса о том, надлежащим ли лицом подписан документ, ревизор должен руководствоваться требованиями руководителя, вышестоящей организации или порядком документооборота.

С учредителем согласовываются правила отражения операций в бухучете, которые не установлены федеральными стандартами, инструкциями по бухучету или другими правовыми актами о бухучете. Например, если введена корреспонденция счетов, которой нет в инструкциях по бухучету. В остальных случаях согласовывать учетную политику с учредителем или ГРБС не нужно. Но вышестоящая организация вправе потребовать согласования в целях осуществления ведомственного контроля. Учредитель делает это, чтобы обеспечить сопоставимость учетных данных подведомственных учреждений в сводной отчетности. Бухгалтерские проводки для учреждений установлены инструкциями № 162н, № 174н, № 183н, прописывать их в учетной политике не нужно.

Когда надо менять учётную политику

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Бухгалтерский учёт.

УП можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Налоговый учёт.

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Зачем и как делать учетную политику общедоступной

С 2020 года регламенты по бухгалтерскому и налоговому учету стали общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а следовательно, и составлять учетную политику.

Все представители бюджетной сферы обязаны опубликовать регламент учета на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении учетной политики вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.

Подход позволяет контролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжением. Учредитель проверяет:

  • правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
  • соответствует ли он заявленным требованиям и стандартам;
  • отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.

При выявлении несоответствий учредитель распоряжается об устранении нарушений в кратчайшие сроки.

Нужно ли учетную политику утверждать каждый год, если существенных изменений не было?

Нужно ли акционерному обществу утверждать каждый год учетную политику, если существенных изменений не было?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обязанность ежегодно утверждать новую учетную политику (и бухгалтерскую, и налоговую), или переутверждать старую учетную политику нормами законодательства о бухгалтерском учете и НК РФ не предусмотрена, в том числе и для акционерных обществ.

В случае существенного изменения условий деятельности экономического субъекта в учетную политику могут быть внесены изменения (дополнения).

Обоснование вывода:

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику в целях бухгалтерского учете, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ). В настоящее время при формировании учетной политики применяются правила, установленные ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).

Учетная политика экономического субъекта формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждается руководителем (п. 4 ПБУ 1/2008) и оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) (п. 8 ПБУ 1/2008). Способы ведения бухгалтерского учета, избранные при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Вновь созданная организация, а также организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную бухгалтерскую учетную политику в соответствии с ПБУ 1/2008 не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица (п. 9 ПБУ 1/2008).

Учетная политика для целей бухгалтерского учета применяется последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). Это одно из основных допущений, в соответствии с которым формируется учетная политика (п. 5 ПБУ 1/2008).

Однако внесение изменений в учетную политику зачастую необходимо, поскольку предусмотреть заранее все ситуации хозяйственной жизни предприятия невозможно.

Что не должно быть включено в учетную политику

  • Выдержки из инструкций по бухучету. В частности, не нужно переписывать слова «при ведении бухгалтерского учета применяется метод начисления». Указано должно быть только то, что учреждение выбрало из предлагаемых инструкциями и правилами вариантов. Например, какой из трех методов амортизации принят за основу, как при этом вести учет по забалансовым счетам, по какой стоимости списывать материальные запасы, как делать проводки, согласованные с учредителем.
  • Нормы трудового, гражданского и налогового законодательства. Они не относятся к правилам бухучета. Например, порядок расчета командировочных и начисления зарплаты регулируется трудовым законодательством и локальными актами учреждения. А отношения с контрагентами — гражданским законодательством и законами о закупках.
  • Личные данные сотрудников, например Ф. И. О. Ведь, если сотрудник уволится, учетную политику придется корректировать, а делать это можно только в исключительных случаях.
  • Способы и методика учета, которые не относятся к видам деятельности учреждения.

Рекомендуемые правила при составлении учетной политики

Сформулируем общие правила, которые рекомендуем соблюдать организации при составлении учетной политики.

Во-первых, из нескольких вариантов, допускаемых гл. 25 НК РФ, надо выбрать один, наиболее подходящий способ учета имущества или хозяйственной операции. Если законодательство не предусматривает возможности выбора, то писать о таком способе необязательно.

Читайте также:  Налог с продажи недвижимости в 2022 году: когда платить и как рассчитать

Во-вторых, следует указывать варианты учета только тех операций, которые организация совершает или собирается совершить в ближайшее время. Отражать способы учета всех операций, по которым налоговое законодательство предоставляет право выбора, необязательно. Если какая-то операция появится впервые, налогоплательщик может внести в учетную политику дополнения, которые начнут действовать сразу же.

В-третьих, если методика применения какого-либо способа не прописана в налоговом законодательстве, ее можно:

  • позаимствовать из бухгалтерского учета. Например, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при продаже товаров налогоплательщику предоставлено право выбора одного из трех методов списания товаров: по стоимости каждой единицы, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), по средней стоимости. Порядок списания товаров первыми двумя методами вопросов не вызывает (он следует из названия). А вот методику списания по средней стоимости можно позаимствовать из бухучета и указать в налоговой политике следующее: оценка товаров по средней себестоимости производится в порядке, аналогичном тому, который применяется в бухучете;

  • разработать самостоятельно и отразить в учетной политике. Например, как в случае с учетом выручки от реализации продукции с длительным технологическим циклом изготовления (более года), когда договорами не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ, ст. 316 НК РФ для целей налогообложения выручка должна распределяться с учетом принципа равномерности признания дохода, однако в самой гл. 25 НК РФ порядок распределения не прописан, поэтому его нужно разработать самостоятельно.

Можно ли утверждать учетную политику каждый год?

Цитата:У организации существует две учетных политики: одна — для целей налогообложения, вторая — для целей бухгалтерского учета. Каждая учетная политика утверждена соответствующим приказом, при этом в приказах четко указано, что учетная политика сформирована на 2008 год. До 2008 года она не составлялась.
Нужно ли было издавать приказ о продлении действия положений имеющейся учетной политики на 2009 год?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации составление приказа о продлении учетной политики для целей бухгалтерского учета 2008 года на 2009 год не требуется. Все изменения в учетной политике могут закрепляться отдельными приказами руководителя.
Что касается учетной политики для целей налогового учета, то, по нашему мнению, более верным будет утвердить на 2009 год новую учетную политику или издать приказ о продлении старой.
Обоснование вывода
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
В настоящее время порядок формирования, утверждения учетной политики и внесения в нее изменений установлен в ст. 6 Федерального закона от 29.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008).
Однако следует учитывать, что ПБУ 1/2008 вступило в силу только с 1 января 2009 года (п. 3 приказа Минфина России от 06.10.2008 N 106н), а до этой даты действовало ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/98).
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 129-ФЗ и п. 5 ПБУ 1/2008 принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. А согласно п. 10 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики может производиться только в строго определенных случаях (аналогичные нормы содержались в п. 6 и п. 16 ПБУ 1/98).
Таким образом, учетная политика составляется один раз, в том году, когда организация была создана и применяется вплоть до ее ликвидации, то есть, если организация ничего не меняет в способах ведения бухгалтерского учета, она не должна изменять и учетную политику. Соответственно, не возникает необходимости и ежегодно составлять новую учетную политику. По нашему мнению, в приказе о формировании учетной политики следует указать не год, на который она утверждается, а дату, с которой данная учетная политика подлежит применению. Например, сообщить, что учетная политика применяется организацией с 2008 года.
На наш взгляд, в случае, если учетная политика принята на конкретный календарный год, у организации также не возникает необходимости ежегодно составлять новую учетную политику или издавать приказ о продлении старой. То есть мы считаем, что в рассматриваемой ситуации организация имеет полное право в 2009 году пользоваться той учетной политикой, которая была утверждена на 2008 год. Именно так обеспечивается соблюдение указанной выше нормы о последовательном применении учетной политики, кроме того, в этом случае соблюдается один из принципов бухгалтерского учета — допущения последовательности применения учетной политики (п. 4.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ 29.12.1997).
Учетная политика для целей налогообложения
В отличие от бухгалтерского учета налоговое законодательство не содержит требований о последовательном, из года в год, применении утвержденной один раз учетной политики. НК РФ не предусматривает и четкого порядка ее утверждения и оформления. Минимальный набор требований, которые необходимо соблюдать при составлении учетной политики, приведен только в главах 21 «НДС» и 25 «Налог на прибыль» НК РФ, в частности, в п. 12 ст. 167 НК РФ и ст. 313 НК РФ, причем приведенные нормы содержат различные указания по поводу срока действия учетной политики.
Так, в ст. 313 НК РФ говорится о том, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. То есть по аналогии с бухгалтерской учетной политикой учетную политику для целей налогообложения прибыли организация должна применять в течение всего периода своего существования, а именно каждый год составлять новую учетную политику или продлевать старую не требуется.
Однако п. 12 ст. 167 указывает на то, что: «учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации». Из данного предложения можно сделать вывод, что учетную политику для исчисления НДС организация может составлять и ежегодно. Вместе с тем данная норма не обязывает налогоплательщика поступать именно таким способом, а допускает лишь возможность ежегодного составления новой учетной политики.
Поэтому, на наш взгляд, организация имеет полное право из года в год применять учетную политику для целей налогообложения (как прибыли, так и НДС), составленную в начале своей деятельности. Утверждать «новую» учетную политику организация должна по мере необходимости внесения в нее изменений.
В рассматриваемом случае в приказе об утверждении учетной политики указано, что данная учетная политика применяется только в 2008 году.
По нашему мнению, организация должна приказом либо продлить ее на следующий 2009 год, либо утвердить новую учетную политику, в случае необходимости внесения изменений.
Косвенно ежегодный характер утверждения учетной политики организации для целей налогообложения подтверждают и представители налоговых органов, отвечая на вопросы о порядке ведения раздельного учета затрат налогоплательщиком (смотрите, например, письма УМНС России по г. Москве от 28.07.2004 N 24-11/50004, от 04.03.2004 N 24-11/14934, от 15.05.2003 N 24-11/27161, от 04.04.2003 N 24-11/18947, от 14.01.2002 N 24-11/01663).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами, представленными в системе ГАРАНТ:
— Необходимость принятия учетной политики (М.А. Щербакова, «Новое в бухгалтерском учете и отчетности», N 23, декабрь 2008 г.);
— 7 причин изменить учетную политику (О. Слобцова,»Практическая бухгалтерия», N 12, декабрь 2008 г.);
— Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения (И.А. Невский, «Горячая линия бухгалтера», N 4, февраль 2009 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимукина Екатерина
Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
8 сентября 2009 г.

Влияние учетной политики организации на оценку показателей финансовой отчетности

Учетная политика на сегодня является одним из главных инструментов ведения бухгалтерского учета. Поэтому сейчас всё больше внимания уделяется на ее формирование и раскрытие

Она призвана уделять внимание всем аспектам учета, не зависимо от характера деятельности предприятия. Её полное отсутствие или важных элементов является грубым нарушением

Финансовый результат определяется показателями прибыли и убытка в течение отчетного периода. Формирование их итогов осуществляется на счёте 99 «Прибыли и убытки». Он представляется разницей доходов и расходов. Превышение доходов- прибыль, а расходов — убыток. Соответственно полученная прибыль или убыток ведет к увеличению или уменьшения капитала организации. Прибыль — это субъективный показатель, который создает именно бухгалтер. Именно от него зависит как оценить поступившие денежные средства и как представить данную информацию заинтересованным лицам. Поэтому прибыль зависит от момента демонстрации в учёте.

Полученная прибыль зависит от методов учета, т.е. способ его ведения, которые и прописаны в учетной политики. У каждой организации свои способы. И даже, если характер деятельности одинаков,это не значит, что методы будут использовать одни и те же.

Вывод.

Таким образом, можно сделать вывод, что от выбора элементов учетной политики зависит величина формируемого финансового результата. Любое решение, принятое руководством предприятия, по созданию учетной политики или внесению каких-либо изменений сказывается на деятельности предприятия. Правильно созданная учетная политика принесет своей организации большую прибыль, а неправильная — убыток.

Просмотров
73 933

Изменения в учетную политику можно внести только в двух случаях:

вы решили поменять ранее выбранный метод учета;

меняется законодательство о налогах и сборах.

Для этого нужно:

подготовить текст изменений или дополнений с их обоснованием;

определить дату вступления изменений в силу (например, 1 января следующего года);

проверить, соблюдаются ли ограничения, связанные с продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (некоторые методы организация должна применять, не изменяя, в течение нескольких налоговых периодов);

утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя.

Такой вывод следует из статьи 313 Налогового кодекса РФ.

В зависимости от причины, вызвавшей изменения в учетной политике, они вступают в силу в разное время:

при смене метода учета – с начала нового налогового периода (с 1 января года, следующего за внесением изменений);

при изменении законодательства – не ранее даты вступления изменений в силу.

Об этом сказано в абзаце 6 статьи 313 Налогового кодекса РФ.

В течение календарного года корректировать учетную политику можно только в связи с изменениями законодательства. Если поправки вступают в силу задним числом (с начала текущего года), изменения в учетную политику также могут действовать с начала года. Сдавать уточненные декларации при этом не нужно. Учтите изменения при составлении декларации за текущий отчетный (налоговый) период (письмо Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317).

Меняя учетную политику в части расходов, помните о таких правилах.

Во-первых, измененные положения о порядке учета прямых расходов распространяются только на операции нового налогового периода – задним числом применять их нельзя. Прямые расходы по операциям, не завершенным к началу нового налогового периода, учитывают в прежнем порядке. Например, с нового года организация исключила из состава прямых расходов затраты на хранение материалов. Тогда в порядке, предусмотренном для списания косвенных расходов, можно учитывать лишь те затраты, которые случились после нового года. Недосписанные расходы, понесенные организацией до нового года, будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в прежнем порядке. То есть по мере реализации продукции, в стоимость которой эти затраты были включены (ст. 319, абз. 6 ст. 313 НК РФ, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-03-06/1/336).

Во-вторых, скорректированный порядок учета косвенных или внереализационных расходов распространяется на отношения, возникшие до изменений. Например, с нового года организация изменила способ определения предельной величины процентов по кредитам и займам (ст. 269 НК РФ). Измененные положения применяются ко всем расходам в виде процентов, возникшим с начала нового года. Независимо от того, когда организация получила кредиты или займы, по которым начисляются проценты (письмо Минфина России от 9 ноября 2010 г. № 03-03-06/2/191).

Также существует минимальная периодичность, которую должны действовать некоторые правила. В частности, в течение двух налоговых периодов подряд нельзя изменить метод:

оценки остатков незавершенного производства (п. 1 ст. 319 НК РФ);

формирования покупной стоимости товаров (ст. 320 НК РФ).

Пример внесения изменений в учетную политику для целей налогообложения прибыли. Уточнения внесены в связи со сменой коммерческой организацией метода налогового учета стоимости товаров

ООО «Торговая фирма «Гермес»» занимается оптовой торговлей. Дата ее регистрации – 5 марта 2015 года. В учетной политике организации для целей налогообложения закреплено, что стоимость товаров определяют без учета расходов, связанных с их приобретением. Расходы по хранению товаров на складе учитывают в составе косвенных.

При подготовке учетной политики на 2016 год руководство организации решило изменить метод формирования покупной стоимости товаров – увеличить ее на стоимость складских затрат (оплаченных сторонней организации).

Однако статья 320 Налогового кодекса РФ накладывает ограничения на время применения этого метода учета. Организация обязана формировать покупную стоимость товаров по установленному способу не менее двух последовательных налоговых периодов. Учитывая, что «Гермес» создан 5 марта 2015 года, первым налоговым периодом применения установленного ранее способа оценки будет 2015 год (п. 2 ст. 55 НК РФ), а вторым – 2016 год. Соответственно, организация вправе изменить учетную политику только с 1 января 2017 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *